Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Ивановского областного суда от 06.05.2013 по делу N 3-20/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующим пункта 3 статьи 3 Закона Ивановской области от 03.11.2006 N 95-ОЗ "О порядке и условиях присвоения званий "Ветеран труда" и "Ветеран труда Ивановской области"> Свод законодательства



ИВАНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 6 мая 2013 г. по делу № 3-20/2013

город Иваново

Ивановский областной суд в составе:
председательствующего судьи Холчевой О.П.,
при секретаре Б.,
с участием прокурора Гурьевой Е.А.,
заявителя С.М.Н. и ее представителя П.А.С.,
представителя Ивановской областной Думы по доверенности К.Т.Г.,
представителей Губернатора Ивановской области по доверенностям Ч. и Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С.М.Н. об оспаривании отдельных положений Закона Ивановской области от 3 ноября 2006 года № 95-ОЗ "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" и "Ветеран труда Ивановской области",

установил:

С.М.Н. обратилась в суд с заявлением об оспаривании отдельных положений Закона Ивановской области от 3 ноября 2006 года № 95-ОЗ "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" и "Ветеран труда Ивановской области", при этом просит признать недействующим со дня вступления в законную силу судебного решения пункт 3 статьи 3 Закона Ивановской области от 3 ноября 2006 года № 95-ОЗ "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" и "Ветеран труда Ивановской области" в части слов "при условии продолжительного (не менее одного года) добросовестного труда".
Заявленные требования мотивированные следующим. В соответствии с приказом Федеральной службы государственной статистики от 21 мая 2012 года № 300 С.М.Н. награждена медалью "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года". Трудовой стаж С.М.Н. составляет 28 лет 6 месяцев. С.М.Н. 20 февраля 2013 года обратилась в Территориальное управление социальной защиты населения по городскому округу Кинешма и Кинешемскому муниципальному району с заявлением о присвоении ей звания "Ветеран труда". В присвоении звания "Ветеран труда" С.М.Н. было отказано со ссылкой на пункт 3 статьи 3 Закона Ивановской области от 3 ноября 2006 года № 95-ОЗ "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" и "Ветеран труда Ивановской области", предусматривающим, что к ведомственным знакам отличия в труде относятся нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, почетные звания, почетные грамоты, свидетельства, дипломы и другие, которыми граждане в соответствии с положениями об указанных знаках награждены за отличия в труде при условии продолжительного (не менее одного года) добросовестного труда. В письме Территориального управления социальной защиты населения по городскому округу Кинешма и Кинешемскому муниципальному району от 1 марта 2013 года указано, что медаль "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года" является ведомственным знаком отличия Федеральной службы государственной статистики, однако условие о продолжительном (не менее одного года) добросовестном труде не соблюдено. Оспариваемое положение Закона Ивановской области от 3 ноября 2006 года № 95-ОЗ противоречит федеральному законодательству, а именно положениям статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах", в соответствии с которыми ветеранами труда являются лица: 1) имеющие удостоверение "Ветеран труда"; 2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин; порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Под порядком и условиями присвоения звания "Ветеран труда" понимается организационный и правовой механизм реализации присвоения звания "Ветеран труда" в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах", перечень которых является исчерпывающим. Отнесение к ветеранам труда лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде, федеральный законодатель не поставил в зависимость от ведомства, производящего награждение, а также от вида ведомственного знака отличия в труде. Предоставление законом субъекту Российской Федерации полномочий по установлению порядка и условий присвоения звания "Ветеран труда" не означает наличия у органов государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий по сужению круга лиц, имеющих право на присвоение звания "Ветеран труда", установленного федеральным законодательством. Оспариваемое положение Закона Ивановской области от 3 ноября 2006 года № 95-ОЗ нарушает право С.М.Н. на присвоение звания "Ветеран труда" и сужает круг лиц, отнесенных Федеральным законом "О ветеранах" к категории ветеранов труда, поскольку в отличие от федерального законодательства предусматривает, что право на присвоение звания ветерана труда имеют граждане, награжденные ведомственными знаками отличия в труде при условии продолжительного (не менее одного года) добросовестного труда. Соответственно, региональным законодательством допущено снижение ранее достигнутого уровня социальной защищенности лиц, имеющих ведомственные знаки отличия в труде, выданных в соответствии с предоставленными законодательством полномочиями ведомствами, но которые не проработали в данном ведомстве не менее одного года.
В судебном заседании С.М.Н. и ее представитель П.А.С. заявленные требования поддержали по доводам, изложенным в заявлении.
Представитель Ивановской областной Думы с заявленными требованиями не согласилась, полагая, что Закон Ивановской области от 3 ноября 2006 года № 95-ОЗ "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" и "Ветеран труда Ивановской области" принят Ивановской областной Думой в пределах предоставленных полномочий и оспариваемое положение указанного закона не противоречит федеральному законодательству.
Представители Губернатора Ивановской области Ч. и Н. с заявленными требованиями также не согласились, ссылаясь на доводы, аналогичные доводам представителя Ивановской областной Думы.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявленных требований отказать, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Соответственно, органы государственной власти обоих территориальных уровней власти призваны совместно обеспечивать эффективные механизмы социальной защищенности граждан.
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе, в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов субъектов Российской Федерации.
Такие законы, в силу положений части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Таким образом, участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства путем принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан, должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и конституционной иерархии нормативных правовых актов, а также соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав.
В силу положений подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
В соответствии со статьей 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти данного субъекта Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пункте 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Указанные расходные обязательства устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. При этом в пункте 4 статьи 7 указанного закона определено, что порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Соответственно, Ивановская область, как субъект Российской Федерации, вправе самостоятельно определять порядок и условия для присвоения звания "Ветеран труда".
В порядке реализации указанного правомочия Ивановской областной Думой принят и Губернатором Ивановской области подписан и обнародован Закон Ивановской области от 3 ноября 2006 года № 95-ОЗ "О порядке и условиях присвоения званий "Ветеран труда" и "Ветеран труда Ивановской области", первоначальный текст которого был официально опубликован в газете "Ивановская газета" от 9 ноября 2006 года № 218; в газете "Рабочий край" от 15 ноября 2006 года № 209; в сборнике "Собрание законодательства Ивановской области" от 17 ноября 2006 года № 32 (314); в сборнике "Законы Ивановской области и документы Ивановской областной Думы", ноябрь 2006 года № 18 (207).
Оспариваемое заявителем положение указанного Закона определено Законом Ивановской области от 21 июля 2009 года № 85-ОЗ "О внесении изменения в статью 3 Закона Ивановской области "О порядке и условиях присвоения званий "Ветеран труда" и "Ветеран труда Ивановской области", который принят Ивановской областной Думой 25 июня 2009 года, подписан (обнародован) Губернатором Ивановской области и официально опубликован в сборнике "Собрание законодательства Ивановской области" от 31 июля 2009 года № 28 (448); в сборнике "Законы Ивановской области и документы Ивановской областной Думы", сентябрь 2009 года № 17 (288).
В соответствии с Уставом Ивановской области Ивановская областная Дума является постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) однопалатным органом государственной власти Ивановской области (статья 46 Устава); к полномочиям Ивановской областной Думы относится, в том числе осуществление законодательного регулирования по предметам ведения Ивановской области и осуществление иных полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и законами Ивановской области; Законом Ивановской области регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и законами Ивановской области к полномочиям Ивановской области (статья 55 Устава); к полномочиям Губернатора Ивановской области относится, в том числе обнародование законов путем подписания законов или издания специального указа, либо отклонение законов, принятых Ивановской областной Думой (статья 44 Устава).
Статьей 62 Устава Ивановской области предусмотрено, что Законы Ивановской области входят в систему нормативных правовых актов Ивановской области и вступают в силу после их официального опубликования.
Таким образом, Закон Ивановской области от 3 ноября 2006 года № 95-ОЗ "О порядке и условиях присвоения званий "Ветеран труда" и "Ветеран труда Ивановской области" принят уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросу, находящемуся в его ведении, с соблюдением процедуры и порядка принятия.
В пункте 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" определен круг лиц, являющихся ветеранами труда, к числу которых отнесены лица: 1) имеющие удостоверение "Ветеран труда"; 2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
В статье 1 Закона Ивановской области от 3 ноября 2006 года № 95-ОЗ "О порядке и условиях присвоения званий "Ветеран труда" и "Ветеран труда Ивановской области" (далее Закон Ивановской области) определены категории лиц, имеющих право на присвоение звания "Ветеран труда". В соответствии с указанной правовой нормой звание "Ветеран труда" присваивается: 1) лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим общий трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости (не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин) или за выслугу лет; 2) лицам, начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Сравнительный анализ содержания правовых норм, изложенных законодателем в подпункте 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" и в статье 1 Закона Ивановской области, свидетельствует об аналогичности данных норм.
Таким образом, и Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" и Закон Ивановской области предусматривают одинаковые обстоятельства отнесения граждан к категории "Ветеран труда".
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" не регламентирует.
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 3 Закона Ивановской области, определяющей порядок и условия присвоения званий "Ветеран труда" и "Ветеран труда Ивановской области", лица, указанные в пункте 1 статьи 1 настоящего Закона, представляют документы, подтверждающие:
1) награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР, РСФСР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде.
К ведомственным знакам отличия в труде относятся нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, почетные звания, почетные грамоты, свидетельства, дипломы и другие, решение о награждении которыми принято Президентом СССР, Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием Российской Федерации, Президиумом Верховного Совета СССР и РСФСР, Советом Министров СССР и РСФСР, Правительством Российской Федерации, Прокуратурой СССР, РСФСР и Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, федеральными органами судебной власти, Верховным Судом СССР, РСФСР и Российской Федерации, министерствами и ведомствами СССР и РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства, Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, Пенсионным фондом Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, Фондом социального страхования Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации, которыми граждане в соответствии с положениями об указанных знаках награждены за отличия в труде при условии продолжительного (не менее одного года) добросовестного труда;
2) общий трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости (не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин) или за выслугу лет.
Анализ положений, изложенных в статьях 1 и 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах", свидетельствует о том, что определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" имеет критерий продолжительного добросовестного труда, за осуществление которого гражданин и награжден ведомственным знаком отличия в труде; понятие "труд" предполагает наличие трудовых правоотношений, регулируемых трудовым законодательством и в связи с которыми гражданин награжден ведомственным знаком отличия в труде.
В силу положений пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда, устанавливаемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
С учетом изложенного, анализируя правовые нормы, изложенные в статьях 1 и 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах", и в статьях 1 и 3 Закона Ивановской области, суд приходит к выводам о том, что субъектом Российской Федерации в пределах своих полномочий правомерно предусмотрено в оспариваемой норме условие присвоения звания "Ветеран труда"; оспариваемое заявителем положение Закона Ивановской области не противоречит Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах", не определяет круг лиц, которые могут быть признаны ветеранами труда и не сужает круг данных лиц по сравнению с указанным Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Кроме того, из материалов дела следует, что С.М.Н. приказом Федеральной службы государственной статистики от 21 мая 2012 года № 300 была награждена ведомственным знаком отличия Федеральной службы государственной статистики - медалью "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года", при этом в трудовых правоотношениях с Федеральной службой государственной статистики С.М.Н. никогда не состояла; в период с 13 сентября 2010 года по 11 ноября 2010 года С.М.Н. участвовала в переписи населения на основании договора подряда, заключенного между Федеральной службой государственной статистики и С.М.Н.; указанным ведомственным знаком отличия С.М.Н. награждена за большой личный вклад в подготовку, проведение и подведение итогов Всероссийской переписи населения 2010 года.
В соответствии с Приказом Федеральной службы государственной статистики от 8 октября 2010 года № 345 "Об учреждении знака отличия - медали "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года" указанный ведомственный знак отличия был учрежден в целях поощрения и морального стимулирования граждан.
Согласно Положению о медали "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года", утвержденного указанным Приказом, медаль "За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения 2010 года" является ведомственным знаком отличия Федеральной службы государственной статистики; данной медалью награждаются работники системы Федеральной службы государственной статистики, работники внештатных служб по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, лица, привлекавшиеся к подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, подведению ее итогов, работники федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также работники организаций, независимо от форм собственности, принимавшие активное участие в подготовке, проведении и подведении итогов Всероссийской переписи населения 2010 года.
При таких обстоятельствах суд считает, что у С.М.Н. не возникло право на присвоение звания "Ветеран труда" не только на основании оспариваемой нормы права, но и на основании статей 1 и 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах", поскольку награждение С.М.Н. указанным ведомственным знаком отличия было произведено не за труд, в том правовом понимании, которое предусмотрено указанным Федеральным законом.
Соответственно, оспариваемое положение Закона Ивановской области не нарушает прав заявителя.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что в удовлетворении заявления С.М.Н. следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления С.М.Н. отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ивановский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий:
О.П.ХОЛЧЕВА


------------------------------------------------------------------