Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Ивановского арбитражного суда от 10.10.2013 по делу N А17-3982/2013 <О признании недействующими подпункта 21 пункта 5.2 раздела 5 и пункта 6 раздела 8 Положения о конкурсе на право оказания услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автобусами по муниципальным маршрутам городского округа Шуя, утв. решением городской Думы городского округа Шуя от 30.05.2013 N 107 "О принятии в новой редакции Положения о конкурсе на право оказания услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автобусами по муниципальным маршрутам городского округа Шуя от 26.03.2008 N 32"> Свод законодательства



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 октября 2013 г. по делу № А17-3982/2013

г. Иваново

Резолютивная часть решения объявлена 10 октября 2013 года. Полный текст решения изготовлен 10 октября 2013 года.
Арбитражный суд Ивановской области в составе председательствующего Герасимова В.Д., судей Калиничевой М.С. и Чеботаревой И.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем Р. рассмотрев в судебном заседании дело, возбужденное по заявлению индивидуального предпринимателя П. (ОГРНИП 304370625900045, ИНН 370600133277) к Городской Думе городского округа Шуя (ОГРН 123701393473, ИНН 3706006874) о признании недействующими, а также не соответствующими Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федеральному закону от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" подпункта 21 пункта 5.2 раздела 5, пункта 6 раздела 8 Положения о конкурсе на право оказания услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автобусами по муниципальным маршрутам городского округа Шуя, утвержденного решением Городской Думы городского округа Шуя № 107 от 30.05.2013 г.
при участии в судебном заседании:
от предпринимателя П. - Х. (доверенность от 17.06.2013 г.),
от Городской Думы городского округа Шуя - М., (доверенность от 09.01.2013 г.),

установил:

в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Городской Думе городского округа Шуя о признании недействующими, а также не соответствующими Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федеральному закону от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" подпункта 21 пункта 5.2 раздела 5 и пункта 6 раздела 8 Положения о конкурсе на право оказания услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автобусами по муниципальным маршрутам городского округа Шуя, утвержденного решением Городской Думы городского округа Шуя № 107 от 30.05.2013 г. обратился индивидуальный предприниматель П.
Необходимость удовлетворения заявленных требований обусловлена следующими обстоятельствами.
Решением Городской Думы городского округа Шуя № 107 от 30.05.2013 г. утверждено Положение о конкурсе на право оказания услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автобусами по муниципальным маршрутам городского округа Шуя (далее Положение о конкурсе).
Подпункт 21 пункта 5.2 раздела 5 и пункт 6 раздела 8 Положения о конкурсе предусматривают, что в число документов, прилагаемых к заявке, включаются предложения участника по обустройству маршрутов движения остановочными павильонами по эскизному проекту, утвержденному Администрацией г.о. Шуя в количестве и по срокам их установки без оплаты произведенных работ. Указанные предложения оцениваются при подведении итогов конкурса в баллах, которые учитываются при определении победителя.
По мнению заявителя нормы, содержащиеся в подпункте 21 пункта 5.2 раздела 5 и пункта 6 раздела 8 Положения о конкурсе противоречат положениям статей 421, 423 - 424, 447 - 448, 572, 740, 779, 786 Гражданского кодекса РФ, статей 10, 16 и 42 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ), статей 4 и 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее Закон о конкуренции).
Городская Дума городского округа Шуя считает оспариваемый акт правомерным, а заявленные требования не подлежащими удовлетворению исходя из следующих обстоятельств.
Оспариваемый акт был принят Городской Думой городского округа Шуя в соответствии с полномочий, предоставленными представительному органу местного самоуправления пунктом 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ), частью 2 статьи 5 Закона Ивановской области от 11.04.2011 № 25-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Ивановской области" (далее Закон Ивановской области от 11.04.2011 № 25-ОЗ), статьей 46 Устава городского округа Шуя.
Действующее законодательство не содержит запретов, связанных с установлением соответствующих условий (критериев) для участия в открытом конкурсе, следовательно уполномоченные органы местного самоуправления в соответствии со своей компетенцией вправе самостоятельно определять порядок проведения конкурса.
По мнению Городской Думы правоотношения, связанные с организацией транспортного обслуживания населения в качестве одной из сторон которых выступает уполномоченный орган местного самоуправления, не регулируются нормами Гражданского кодекса РФ о договорах перевозки.
Предложения участника конкурса по обустройству маршрута движения остановочными павильонами, являются добровольными в связи с чем оспариваемые пункты Положения о конкурсе не противоречат нормам статьи 421 Гражданского кодекса РФ.
Указанные нормы не могут рассматриваться как ограничивающие конкуренцию так как не лишают права потенциальных перевозчиков на участие в конкурсе.
Предложения участников конкурса по обустройству павильонов не обладают признаками договора строительного подряда следовательно они не регулируются нормами гражданского законодательства о подряде. Оспариваемые нормы Положения о конкурсе не устанавливают оплату участнику конкурса за обустройство остановочных павильонов. Остановочный павильон не является объектом строительства, а его установка предметом договора строительного подряда.
Оспариваемый нормативный акт регулирует процедуру отбора лиц, с которыми как с победителями конкурса будут заключены договоры на организацию услуг по перевозке пассажиров. Возможность заключения таких договоров не регулируется нормами Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ, так как его исполнение не обеспечивается за счет средств местного бюджета.
Рассмотрение дела откладывалось в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Заявление индивидуального предпринимателя П. рассмотрено Арбитражным судом Ивановской области в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 191 - 196 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Рассмотрев представленные в материалы дела доказательства, заслушав представителей сторон, арбитражный суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований исходя из следующих обстоятельств.
Из материалов дела следует, что 30.05.2013 г. решением Городской Думы городского округа Шуя № 107 было утверждено Положение о конкурсе.
Данное решение опубликовано в Вестнике городского округа Шуя № 182 от 06.06.2013 г., являющегося в соответствии с решением Шуйской Городской Думы от 26.10.2005 № 103 официальным изданием органов местного самоуправления городского округа Шуя.
Считая нормы, содержащиеся в подпункте 21 пункта 5.2 раздела 5 и пункте 6 раздела 8 Положения о конкурсе, не соответствующими Гражданскому кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", Федеральному закону от 21.07.2005 № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", индивидуальный предприниматель П. обратился в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением о признании вышеназванных норм недействующими.
Согласно подпункта 21 пункта 5.2 Положения о конкурсе в состав заявки на участие в конкурсе входит предложение участника Конкурса по обустройству маршрутов движения остановочными павильонами (модулями) по эскизному проекту, утвержденному Администрацией городского округа Шуя, в количестве и по срокам их установки.
В соответствии с пунктом 6 раздела 8 Положения о конкурсе наличие такого предложения является основанием для начисления участнику конкурса дополнительных баллов в количестве от 5 до 25 в зависимости от количества предложенных к обустройству павильонов.
По мнению индивидуального предпринимателя П. оспариваемые им условия Положения о конкурсе повлияли на итоги конкурса на право оказания услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автобусами по муниципальным маршрутам г.о. Шуя, проведенного в 2013 г., участником которого он являлся, ущемляют его законные права и интересы возлагая на заявителя не предусмотренную действующим законодательством обязанность.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ содержания Положения о конкурсе, утвержденного 30.05.2013 г. решением Городской Думы городского округа Шуя № 107, позволяет суду сделать вывод о том, что оспариваемый акт носит нормативный характер.
Понятие нормативного акта дано в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 г. № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" под каковым понимается изданный в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом акт, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Решение Городской Думы городского округа Шуя от 30.05.2013 г. № 107 соответствуют критериям нормативного акта, установленного пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 г. № 48.
Данный акт рассчитан на неоднократное применение и действует в отношении неопределенной группы лиц.
В соответствии со статьей 29 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд рассматривает дела об оспаривании нормативных актов если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражных судов.
В рассматриваемом случае оспариваемый акт носит экономический характер. Возможность оспаривания нормативного акта, принятого органом местного самоуправления путем подачи заявления в арбитражный суд, предоставлена заинтересованному лицу статьей 78 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с частью 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Как следует из содержания оспариваемого акта, действие данного акта направлено на организацию предоставления транспортных услуг населению в границах городского округа. В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, частью 2 статьи 5 Закона Ивановской области от 11.04.2011 № 25-ОЗ решение данных вопросов отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Городская Дума городского округа Шуя, согласно статьи 1 Устава городского округа Шуя, является представительным органом местного самоуправления городского округа, обладающая правом представлять интересы населения и принимать от его имени муниципальные правовые акты, действующие на территории городского округа, наделенный в соответствии с настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами, законами Ивановской области. Согласно статье 46 Устава городского округа Шуя решения Городской Думы являются муниципальными правовыми актами.
В целях удовлетворения потребностей населения муниципального образования город Шуя в пассажирских перевозках; развития рынка услуг по регулярным перевозкам на территории города; организации безопасных и качественных регулярных перевозок, Городская Дума городского округа Шуя приняла решение от 30.05.2013 г. № 107.
Оспариваемый акт принят Городской Думой городского округа Шуя в соответствии с предоставленными ей полномочиями.
Индивидуальный предприниматель П. осуществляет деятельность, связанную с оказанием услуг по перевозке пассажиров. Факт возможности осуществления данной деятельности подтверждается лицензией. Оказание данной услуги обусловлено необходимостью участия в конкурсе, проводимом в соответствии с критериями, установленными Положением о конкурсе.
В силу пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Заявление Городской Думы городского округа Шуя о том, что оспариваемые пункты Положения о конкурсе не противоречат нормам пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса РФ не основаны на фактических обстоятельствах дела. В рассматриваемом случае участник конкурса вынужден сделать предложения по обустройству маршрутов движения остановочными павильонами под угрозой проигрыша данного конкурса.
Оспариваемые пункты Положения о конкурсе фактически возлагают на участника конкурса, являющихся потенциальными перевозчиками пассажиров, обязанность по обустройству маршрута остановочными павильонами (остановочными пунктами) без компенсации им затрат, связанных с производством, установкой и эксплуатацией остановочных пунктов.
В соответствии с пунктом 6.3 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" исходя из взаимосвязанных положений пункта 4 части 1 статьи 193, частей 4 и 5 статьи 194 АПК РФ арбитражный суд вне зависимости от доводов, содержащихся в заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, устанавливает соответствие оспариваемого акта или его отдельного положения тем нормативным правовым актам, которые указаны в заявлении. Если при рассмотрении дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд придет к выводу о том, что оспариваемый акт противоречит иному нормативному правовому акту, не указанному заявителем, то он по этому основанию признает оспоренный акт недействующим.
В соответствии с пунктом 8 статьи 2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" маршрутом признается путь следования транспортного средства между пунктами отправления и назначения.
Остановочный пункт - место остановки транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, оборудованное для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств (пункт 11 статьи 2 названного Федерального закона).
Следовательно, остановочный пункт является неотъемлемой частью маршрута, индивидуализирующей конкретный маршрут.
В рассматриваемом случае оспариваются отдельные нормы Положения о конкурсе на право осуществления перевозок пассажиров по муниципальным маршрутам городского округа Шуя. Применительно к рассматриваемым правоотношениям понятие муниципального маршрута дано в пункте 2 статьи 5 Закона Ивановской области от 11.04.2011 № 25-ОЗ под каковым понимается маршрут регулярных перевозок, пролегающий в границах муниципального образования.
Перевозка пассажиров по маршрутам осуществляется по автомобильным дорогам. Определение основ функционирования автомобильных дорог, их использования, осуществления дорожной деятельности в интересах пользователей автомобильными дорогами, собственников автомобильных дорог, государства, муниципальных образований регулируется Федеральным закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ). Действие данного закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации, независимо от их форм собственности и значения (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).
Согласно пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ автомобильная дорога представляет собой объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Остановочные пункты являются элементом обустройства автомобильных дорог (пункт 5 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).
В силу положений пункта 7 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ владельцем дорог, по которым проходят муниципальные маршруты, является местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования).
В соответствии с пунктом 11 статьи 13, частью 3 статьи 15, статьей 34 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
Возложение на перевозчика обязанности по содержанию автомобильных дорог местного назначения в виде установки на муниципальных маршрутах остановочных пунктов следует рассматривать в качестве нарушений вышеназванных норм Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ.

Оспариваемые пункты Конкурсной документации так же нарушают требования пункта 2 части 2 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ запрещающие необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам. Услуги по перевозке охватываются понятием товара, данном пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ.
В рассматриваемом случае возможность оказания услуги по перевозке во многом зависит от принятия на себя участником конкурса обязанности по установке остановочных пунктов.
Заявление индивидуального предпринимателя П. о несоответствии оспариваемых пунктов Положения о конкурсе нормам Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ основано на ошибочном толковании норм федерального законодательства.
Пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ определено, что данный закон устанавливает единый порядок размещения заказов, в целях обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации при размещении заказов, эффективного использования средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования, расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в сфере размещения заказов, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Согласно статье 64 указанного Закона, он применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд.
Статьей 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ определено, что под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований потребности муниципальных образований в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации. Под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд понимаются осуществляемые в порядке, предусмотренном федеральным законом, действия заказчиков, уполномоченных органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных или муниципальных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд (статья 5 Закона).
Исходя из содержания названных статей Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ, привлечение на конкурсной основе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к организации регулярных перевозок пассажиров с заключением договоров об организации таких перевозок по своей природе не является размещением заказа путем проведения конкурса на оказание услуг для государственных или муниципальных нужд за счет средств бюджета муниципального образования, так как осуществляется за счет средств самих граждан - потребителей услуг.
Оспариваемый нормативный акт необоснованно возлагает на заявителя обязанность несения финансовых затрат, связанных с необходимостью изготовления и установки остановочных пунктов при участии в конкурсе на право оказания услуг по перевозке пассажиров.
С учетом правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 13.11.2008 № 7959/08 по делу № А46-6118/2007 в соответствии с частью 1 статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы по делу в виде уплаченной государственной пошлины отнести на Городскую Думу городского округа Шуя.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 110, 153 - 176, 194 - 195 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд

решил:

1. Заявление индивидуального предпринимателя П. к Городской Думе городского округа Шуя удовлетворить.
2. Признать недействующими подпункт 21 пункта 5.2 раздела 5 и пункт 6 раздела 8 Положения о конкурсе на право оказания услуг по регулярным перевозкам пассажиров и багажа автобусами по муниципальным маршрутам городского округа Шуя, утвержденного решением Городской Думы городского округа Шуя № 107 от 30.05.2013 г. как несоответствующие положениям статьи 421 Гражданского кодекса РФ, пункта 2 части 2 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", пункта 11 статьи 13, части 3 статьи 15, статьи 34 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
3. Судебные расходы по делу отнести на Городскую Думу городского округа Шуя. Взыскать с Городской Думы городского округа Шуя (г. Шуя, ул. Советская, д. 48) в пользу индивидуального предпринимателя П. (г. Шуя, ул. Кирова, д. 4, кв. 14) 200 руб. государственной пошлины.
4. Настоящее решение может быть обжаловано в порядке и сроки, установленные Арбитражным процессуальным кодексом РФ.

Председательствующий
В.Д.ГЕРАСИМОВ

Судьи
М.С.КАЛИНИЧЕВА
И.А.ЧЕБОТАРЕВА


------------------------------------------------------------------