Решение Ивановского областного суда от 27.09.2013 по делу N 3-39/2013 <О признании недействующей статьи 7.2 Закона Ивановской области от 24.04.2008 N 11-ОЗ "Об административных правонарушениях в Ивановской области" > Свод законодательства
ИВАНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 27 сентября 2013 г. по делу № 3-39/2013
город Иваново
Ивановский областной суд в составе:
председательствующего судьи Холчевой О.П.,
при секретаре М.,
с участием прокурора Гурьевой Е.А.,
представителя заявителя С. - Д.
представителей Ивановской областной Думы Л., Ф.,
представителя Губернатора Ивановской области Ч.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С. об оспаривании статьи 7.2 Закона Ивановской области от 24 апреля 2008 года № 11-ОЗ "Об административных правонарушениях в Ивановской области" (в редакции Закона Ивановской области от 5 июля 2013 года № 67-ОЗ),
установил:
В соответствии с Уставом Ивановской области Ивановская областная Дума является высшим законодательным (представительным) органом государственной власти Ивановской области и вправе принимать законы.
24 апреля 2008 года Ивановской областной Думой принят и Губернатором Ивановской области подписан Закон Ивановской области № 11-ОЗ "Об административных правонарушениях в Ивановской области".
Первоначальный текст данного Закона опубликован в "Ивановской газете" № 76(4203), 26 апреля 2008 года и в "Собрании законодательства Ивановской области", 16 мая 2008 года № 18(388).
Законом Ивановской области от 5 июля 2013 года № 67-ОЗ, принятым в установленном порядке Ивановской областной Думой 27 июня 2013 года и опубликованным в "Собрании законодательства Ивановской области" 23 июля 2013 года № 28(647), "Законы Ивановской области, постановления Ивановской областной Думы, иная официальная информация", июль, 2013, 23 июля 2013 года, № 10(376), внесены изменения в Закон № 11-ОЗ "Об административных правонарушениях в Ивановской области" и статья 7.2 изложена в следующей редакции:
"Перевозка пассажиров и багажа транспортным средством, используемым для осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по пригородным, межмуниципальным, в том числе социально значимым, маршрутам на территории Ивановской области, водителем, не имеющим при себе действующей маршрутной карты-разрешения на данное транспортное средство, -
влечет наложение административного штрафа на водителя в размере пяти тысяч рублей".
С. обратился в суд с заявлением об оспаривании статьи 7.2 Закона Ивановской области от 24 апреля 2008 года № 11-ОЗ "Об административных правонарушениях в Ивановской области" (в редакции Закона Ивановской области от 5 июля 2013 года № 67-ОЗ), при этом просит признать указанную правовую норму недействующей.
Заявленные требования мотивированны следующим. С. работает по трудовому договору у индивидуального предпринимателя в качестве водителя маршрутного транспортного средства. При проведении 6 августа 2013 года мероприятий по контролю был проверен автобус Луидор-225000, государственный регистрационный знак <...>, под управлением С., осуществляющий перевозку пассажиров по маршруту № <...>, при этом С. не предъявил действующую маршрутную карту-разрешение на транспортное средство, предусмотренную статьей 17 Закона Ивановской области от 11 апреля 2011 года № 25-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Ивановской области". По указанному факту С. постановлением Комитета Ивановской области по транспорту от 12 августа 2013 года № 018 привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 5000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.2 Закона Ивановской области от 24 апреля 2008 года № 11-ОЗ "Об административных правонарушениях в Ивановской области" (в редакции Закона Ивановской области от 5 июля 2013 года № 67-ОЗ). Оспариваемая правовая норма противоречит требованиям федерального законодательства. В соответствии с положениями пункта "к" части 1 статьи 72 Конституции РФ, статей 1.3, 1.3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подпунктов 12 и 39 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" административное законодательство и вопросы организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; субъекты Российской Федерации вправе устанавливать административную ответственность по предметам совместного ведения, не урегулированным федеральным законодательством. В данном случае Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", Правилами дорожного движения РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090, предусмотрен исчерпывающий перечень документов, которые обязан иметь при себе водитель транспортного средства, и за отсутствие которых предусмотрена административная ответственность статьей 12.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Региональный законодатель не вправе расширять данный перечень и вводить дополнительные ограничения прав и свобод граждан. В соответствии с положениями Закона Ивановской области от 11 апреля 2011 года № 25-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Ивановской области" наличие у водителя маршрутной карты-разрешения ставится в зависимость от ее наличия у перевозчика, который может получить маршрутную карту-разрешение только на основании заключенного договора регулярных перевозок или временного договора. Водитель не имеет возможности самостоятельно получить маршрутную карту-разрешение. Оспариваемой правовой нормой региональный законодатель фактически установил административную ответственность за отсутствие у перевозчика заключенного договора регулярных перевозок или временного договора, что также не соответствует федеральному законодательству.
В судебное заседание заявитель С. не явился, о рассмотрении заявления был извещен, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, направил в суд в качестве своего представителя Д.
Суд считает возможным рассмотреть заявление в отсутствие заявителя С.
Представитель заявителя С. - Д., заявление С. поддержал по доводам, изложенным в заявлении, требования уточнил, просит признать противоречащей федеральному законодательству и недействующей статью 7.2 Закона Ивановской области от 24 апреля 2008 года № 11-ОЗ "Об административных правонарушениях в Ивановской области" (в редакции Закона Ивановской области от 5 июля 2013 года № 67-ОЗ).
Представители Ивановской областной Думы Л. и Ф. с заявлением не согласились по доводам, изложенным в отзыве на заявление, указывая, что Закон Ивановской области от 24 апреля 2008 года № 11-ОЗ "Об административных правонарушениях в Ивановской области" (в редакции Закона Ивановской области от 5 июля 2013 года № 67-ОЗ) принят в пределах компетенции Ивановской областной Думы и опубликован. Установление административной ответственности за отсутствие у водителя маршрутной карты-разрешения на транспортное средство не относится к вопросам федерального значения и федеральному законодательству не противоречит. Статьей 17 Закона Ивановской области от 11 апреля 2011 года № 25-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Ивановской области" предусмотрено, что водитель, управляющий транспортным средством, на котором осуществляется перевозка пассажиров и багажа автомобильным транспортом по пригородным, межмуниципальным маршрутам на территории Ивановской области, обязан иметь при себе маршрутную карту-разрешение и предъявлять ее по требованию должностных лиц уполномоченных органов; указанная перевозка водителем, не имеющим при себе маршрутной карты-разрешения, запрещается. Вступившим в законную силу решением Ивановского областного суда от 21 июня 2012 года требования указанного Закона в отношении маршрутной карты-разрешения признаны не противоречащими федеральному законодательству. За неисполнение указанной нормы и предусмотрена оспариваемым Законом административная ответственность водителей. Федеральным законодателем не урегулированы вопросы в отношении маршрутной карты-разрешения и административной ответственности за ее отсутствие, поэтому региональный законодатель в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 1.3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях вправе был установить административную ответственность водителей за неисполнение Закона Ивановской области.
Представитель Губернатора Ивановской области Ч. с заявлением не согласен, поддержал объяснения представителей Ивановской областной Думы, дополнительно указывая, что положения Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, на которые ссылается представитель заявителя, регулируют гражданско-правовые отношения между перевозчиком и пассажиром и отношения к данному делу не имеют. Оспариваемая правовая норма изложена по аналогии с пунктом 2.1 статьи 12.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривающей административную ответственность за перевозку пассажиров и багажа легковым такси водителем, не имеющим при себе разрешения на осуществление данной деятельности. Отсутствие административной ответственности за неисполнение требований Закона Ивановской области от 11 апреля 2011 года № 25-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Ивановской области" влечет неэффективность данного Закона и его неисполнение.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Гурьевой Е.А., полагавшей, что заявленные требования подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.
В силу положений части 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном законом порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Судом установлено, что заявитель С. состоит в трудовых правоотношениях с индивидуальным предпринимателем П., работая у последнего в качестве водителя маршрутного транспортного средства и осуществляя по указанию работодателя (индивидуального предпринимателя П.) на транспортном средстве, принадлежащем работодателю, перевозку пассажиров по маршруту (муниципальному городскому, пригородному); индивидуальный предприниматель П. имеет лицензию на осуществление деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек; договор на осуществление перевозок пассажиров между уполномоченным органом Ивановской области и П. не заключен; постановлением Комитета Ивановской области по транспорту от 12 августа 2013 года № 018 С. привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 5 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.2 Закона Ивановской области от 24 апреля 2008 года № 11-ОЗ "Об административных правонарушениях в Ивановской области" (в редакции Закона Ивановской области от 5 июля 2013 года № 67-ОЗ) - за то, что при проведении проверки в период осуществления перевозки пассажиров по маршруту № <...> 6 августа 2013 года не предъявил действующую маршрутную карту-разрешение на транспортное средство, нарушив статью 17 Закона Ивановской области от 11 апреля 2011 года № 25-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Ивановской области".
С учетом указанных положений закона и установленных обстоятельств заявитель вправе обратиться в суд с данным заявлением, поскольку оспариваемый нормативный правовой акт затрагивает его права и свободы.
В соответствии с положениями пункта "к" части 1 статьи 72 Конституции РФ административное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Частью 1 статьи 1.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрено, что законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу положений пункта 3 части 1 статьи 1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 1.3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В силу указанных правовых норм и положений подпунктов 11, 12, 39 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" административное законодательство, вопросы организации транспортных перевозок, транспортного обслуживания населения и дорожной безопасности относятся к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции РФ).
Общественные отношения в области организации транспортных перевозок, транспортного обслуживания населения и дорожной безопасности урегулированы федеральным законодателем - регламентированы Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Федеральным законом от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года № 112, приказом Минтранса России от 18 сентября 2008 года № 152 "Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов", зарегистрированным в Минюсте РФ 8 октября 2008 года № 12414, Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденных приказом Минтранса России от 20 августа 2004 года № 15, зарегистрированным в Минюсте РФ 1 ноября 2004 года № 6094.
Статьей 1 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" предусмотрено, что отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации, регулируются данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, федеральный законодатель не предусмотрел регулирование данных отношений нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Из положений статьи 3 указанного Закона следует, что правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом утверждаются Правительством Российской Федерации.
В статье 2 Закона определены такие понятия, как маршрут, под которым понимается путь следования транспортного средства между пунктами отправления и назначения (пункт 8); маршрут регулярных перевозок - предназначенный для осуществления перевозок пассажиров и багажа по расписаниям путь следования транспортных средств от начального остановочного пункта через промежуточные остановочные пункты до конечного остановочного пункта, которые определены в установленном порядке (пункт 9); остановочный пункт - место остановки транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, оборудованное для посадки, высадки пассажиров и ожидания транспортных средств (пункт 11); перевозчик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж (пункт 13); путевой лист - документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя (пункт 14); расписание - график, устанавливающий время или интервалы прибытия транспортных средств в остановочный пункт либо отправления транспортных средств от остановочного пункта (пункт 15).
Статьей 19 Закона установлено, что регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования и осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок. Данной статьей также определены виды регулярных перевозок пассажиров и багажа и требования к ним.
Положениями статей 6, 36.1 Закона предусмотрено, что обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Осуществление перевозок пассажиров и багажа без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство запрещено. Нарушение правил перевозок пассажиров и багажа легковым такси и перевозок пассажиров и багажа по заказу влечет административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" урегулированы основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые к ремонту и содержанию дорог (статьи 11 - 14) к транспортным средствам, их составным частям, предметам дополнительного оборудования, их эксплуатации (статьи 15 - 19), к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств (статьи 20, 23), права и обязанности участников дорожного движения, в том числе условия получения права на управление транспортными средствами, требования по подготовке водителей транспортных средств (статьи 24 - 28).
Согласование перевозчиком графика маршрута движения автобусов и его утверждение с уполномоченными органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления вытекает из Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года № 112, устанавливающих порядок организации различных видов перевозок пассажиров, в том числе требования к перевозчикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры, условия таких перевозок.
Из указанных нормативных правовых актов федерального законодательства следует, что федеральным законодателем предусмотрена обязанность перевозчика осуществлять регулярные перевозки по расписанию и маршруту, которые утверждаются уполномоченными органами государственной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления и перевозчик не может осуществлять регулярные перевозки по неутвержденному для него маршруту и расписанию. Таким образом, федеральный законодатель фактически устанавливает необходимость прохождения перевозчиком определенной процедуры допуска к осуществлению регулярных перевозок - утверждению уполномоченными органами государственной власти субъекта РФ или органами местного самоуправления для конкретного перевозчика маршрута и расписания, по которым он будет выполнять регулярные перевозки.
По предметам совместного ведения в сфере транспортного обслуживания населения субъекты Российской Федерации вправе принимать соответствующие нормативные акты административно-правового характера в порядке конкретизации общих положений федерального законодательства в указанной сфере, а также осуществлять исполнительно-распорядительные и контрольные функции.
В Ивановской области правомочия субъекта Российской Федерации по организации транспортного обслуживания населения реализованы посредством принятия Закона Ивановской области от 11 апреля 2011 года № 25-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Ивановской области".
В соответствии с требованиями статьи 14 Закона Ивановской области "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Ивановской области" регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются в соответствии с договором по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по пригородным, межмуниципальным, в том числе социально значимым, маршрутам на территории Ивановской области, заключаемым организатором транспортного обслуживания населения с перевозчиком (далее - договор регулярных перевозок). Типовая форма договора регулярных перевозок утверждается организатором транспортного обслуживания населения. Осуществление перевозчиком перевозок пассажиров и багажа по маршрутам регулярных перевозок без договора регулярных перевозок или временного договора по организации регулярных перевозок запрещается.
Статьей 17 Закона Ивановской области "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Ивановской области" предусмотрено, что на каждое транспортное средство выдается маршрутная карта-разрешение на основании договора регулярных перевозок или временного договора. Форма маршрутной карты-разрешения утверждается организатором транспортного обслуживания населения. Перевозчик, осуществляющий перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по пригородным, межмуниципальным, в том числе социально значимым, маршрутам на территории Ивановской области, обязан при выпуске транспортного средства на маршрут выдать водителю маршрутную карту-разрешение. Водитель, управляющий транспортным средством, на котором осуществляется перевозка пассажиров и багажа автомобильным транспортом по пригородным, межмуниципальным, в том числе социально значимым, маршрутам на территории Ивановской области, обязан иметь при себе маршрутную карту-разрешение и предъявлять ее по требованию должностных лиц уполномоченных органов. Перевозка пассажиров и багажа транспортным средством, используемым для осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по пригородным, межмуниципальным, в том числе социально значимым, маршрутам на территории Ивановской области, водителем, не имеющим при себе маршрутной карты-разрешения, запрещается.
В силу положений статьи 5 Закона Ивановской области "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Ивановской области" маршрутная карта-разрешение - это удостоверение, выдаваемое перевозчику на каждое транспортное средство, подтверждающее наличие договорных отношений между перевозчиком и уполномоченным органом.
Приказом Комитета Ивановской области по транспорту от 28 мая 2013 года № 18 утверждена форма маршрутной карты-разрешения, согласно которой в последней указывается перевозчик, номер и дата договора, срок его действия, государственный регистрационный номер транспортного средства и маршрут.
Из пояснений представителя Губернатора Ивановской области Ч. следует, что договором регулярных перевозок в обязательном порядке определяются конкретное транспортное средства и маршрут его движения.
Таким образом, заключением договора регулярных перевозок уполномоченный орган государственной власти Ивановской области фактически утверждает перевозчику маршрут, по которому последний вправе осуществлять перевозки пассажиров и багажа.
Исходя из указанных положений Закона Ивановской области "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Ивановской области", маршрутная карта-разрешение является документом, подтверждающим факт заключения договора регулярных перевозок (временного договора) между организатором транспортного обслуживания населения в Ивановской области и перевозчиком. Наличие у водителя маршрутной карты-разрешения производно от заключения указанного договора и получения перевозчиком на основании данного договора маршрутной карты-разрешения.
Соответственно, установив оспариваемой правовой нормой административную ответственность водителей за отсутствие маршрутной карты-разрешения, региональный законодатель фактически предусмотрел административную ответственность за нарушение федеральных норм, что недопустимо, поскольку противоречит положениям пункта 3 части 1 статьи 1.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Из положений статей 1.1, 1.2, 1.3, 1.3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях следует, что федеральный законодатель, включая законы субъектов Российской Федерации об административной ответственности в систему законодательства об административных правонарушениях, одновременно установил объем и пределы нормотворческих полномочий субъекта Российской Федерации в сфере административной ответственности - субъект Российской Федерации вправе устанавливать своими законами административную ответственность по вопросам совместного ведения, не урегулированным федеральным законом.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", законом субъекта Российской Федерации не может быть установлена административная ответственность за нарушение правил и норм, предусмотренных законами и другими нормативными актами Российской Федерации.
Деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), федеральным законодателем отнесена к лицензируемому виду деятельности, к осуществлению которой установлены лицензионные требования, определенные на федеральном уровне (статьи 2, 3, 8, пункт 24 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности").
Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2012 года № 280 утверждено Положение о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), согласно которому лицензионными требованиями при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров являются, в том числе, соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения"; соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в том числе и Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Исполнение требований федерального законодателя является безусловной обязанностью для лиц, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров.
При этом федеральным законодателем установлена административная ответственность за несоблюдение указанных федеральных норм - статья 14.1.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и определен субъект административного правонарушения - лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность в области транспорта.
Федеральным законодателем урегулирован вопрос и в отношении административной ответственности водителей: в главе 12 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушения федерального законодательства в области дорожного движения, в том числе предусмотрена административная ответственность водителей за отсутствие при себе документов, предусмотренных федеральным законодательством.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оспариваемая статья 7.2 Закона Ивановской области от 24 апреля 2008 года № 11-ОЗ "Об административных правонарушениях в Ивановской области" (в редакции Закона Ивановской области от 5 июля 2013 года № 67-ОЗ) противоречит федеральному законодательству в сфере организации транспортного обслуживания населения и принята с превышением полномочий регионального законодателя.
Доводы представителей заинтересованных лиц о том, что оспариваемая правовая норма предусматривает административную ответственность за неисполнение требований Закона Ивановской области "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Ивановской области" (пункта 3 статьи 17 Закона), суд считает несостоятельными.
Как следует из статьи 2 Закона Ивановской области "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Ивановской области", определяющей предмет регулирования, данный Закон регулирует отношения связанные с организацией транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным (пригородным), водным, воздушным транспортом. Закон создает условия по обеспечению качественных, безопасных, доступных и регулярных перевозок пассажиров и багажа, определяет полномочия органов государственной власти Ивановской области в организации транспортного обслуживания населения.
Статьей 4 Закона Ивановской области "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Ивановской области" предусмотрена сфера его применения - Закон регулирует публично-правовые административные отношения по организации транспортного обслуживания населения между исполнительными органами государственной власти Ивановской области, наделенными в установленном порядке полномочиями в сфере организации транспортного обслуживания населения, и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, выполняющими на территории Ивановской области перевозки пассажиров и багажа.
Анализ указанных правовых норм федерального законодательства, регулирующего общественные отношения в области организации транспортных перевозок, транспортного обслуживания населения и дорожной безопасности, и правовых норм Закона Ивановской области "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Ивановской области" свидетельствует о том, что региональный законодатель в своем нормативном правовом акте конкретизировал федеральное законодательство в области безопасности дорожного движения и организации транспортного обслуживания населения, прописав механизм согласования маршрута регулярных перевозок между перевозчиком и уполномоченным органом государственной власти Ивановской области.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что по своей правовой природе Закон Ивановской области "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Ивановской области" имеет организационную направленность и содержит организационные нормы, новых (правоустанавливающих) норм права в отношении маршрута регулярных перевозок в Законе не имеется, в связи с чем статья 17 указанного Закона не может являться правовой основой для установления административной ответственности субъектом Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, установление оспариваемой правовой нормой административной ответственности водителей фактически представляет собой ограничение прав и свобод, порождает коллизию и несогласованность региональных и федеральных норм в системе законодательства об административных правонарушениях, исключает возможность назначения административного наказания на законном основании, в связи с чем снижает уровень правовых гарантий лиц, привлекаемых к административной ответственности, установленных федеральным законодателем в статьях 1.6, 1.7, части 1 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
С учетом изложенного, требований ст. 253 ГПК РФ суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявления.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 252, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление С. удовлетворить.
Признать противоречащей федеральному законодательству и недействующей со дня вступления решения суда в законную силу статью 7.2 Закона Ивановской области от 24 апреля 2008 года № 11-ОЗ "Об административных правонарушениях в Ивановской области" (в редакции Закона Ивановской области от 5 июля 2013 года № 67-ОЗ).
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Ивановский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
О.П.ХОЛЧЕВА
------------------------------------------------------------------
Введите даты для поиска: