Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Ивановского арбитражного суда от 13.09.2013 по делу N А17-1593/2013 <О признании недействующим пункта 1 Приложения к Постановлению от 23.11.2012 N 511-к/1 "Об установлении тарифов на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод для организаций, оказывающих услуги потребителям городского округа Кинешма"> Свод законодательства



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 13 сентября 2013 г. по делу № А17-1593/2013

г. Иваново

Резолютивная часть решения объявлена 11 сентября 2013 года. Полный текст решения изготовлен 13 сентября 2013 года.
Арбитражный суд Ивановской области в составе председательствующего Тимошкина К.А., судей Кочешковой М.В. и Новикова Ю.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Р.Л.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Муниципального унитарного предприятия "Водоканал" (ОГРН: 1093703001732; ИНН: 3703043525)
к Региональной службе по тарифам Ивановской области
о признании недействующим пункта 1 Приложения к Постановлению от 23.11.2012 года № 511-к/1 "Об установлении тарифов на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод для организаций, оказывающих услуги потребителям городского округа Кинешма", устанавливающий тарифы на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод для МУП "Водоканал" для всех категорий потребителей на весь период регулирования 2013 года
при участии в судебном заседании:
от МУП "Водоканал" - Р.И. по доверенности от 30.01.2013 года и паспорта, К.В. на основании доверенности и паспорта,
от РСТ по Ивановской области - П.Ю. по доверенности от 08.10.2012 года и на основании паспорта, К.Ю. по доверенности от 19.06.2013 года и на основании паспорта,

установил:

в Арбитражный суд Ивановской области обратилось Муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" (далее заявитель, МУП "Водоканал") с заявлением к Региональной службе по тарифам Ивановской области (далее РСТ по Ивановской области) о признании недействующими Постановления от 23.11.2012 года № 511-к/1 "Об установлении тарифов на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод, услуг по транспортировке стоков в микрорайонах "ДХЗ", "Томна", "Озерки" и "Городской молочный завод" в части установления тарифов на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод для МУП "Водоканал" для всех категорий потребителей.
В порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, МУП "Водоканал" уточнил предмет заявленных требований, а именно просил суд признать недействующим пункт 1 Приложения к Постановлению от 23.11.2012 года № 511-к/1 "Об установлении тарифов на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод для организаций, оказывающих услуги потребителям городского округа Кинешма", устанавливающий тарифы на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод для МУП "Водоканал" для всех категорий потребителей на весь период регулирования 2013 года.
В обосновании заявленных требований МУП "Водоканал" привело следующие доводы.
По мнению МУП "Водоканал", при установлении спорного тарифа РСТ по Ивановской области нарушило статью 3, ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 210-ФЗ от 30.12.2004 года "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" в части нарушения принципа полного возмещения затрат организаций коммунального комплекса. При установлении тарифа на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод для потребителей МУП "Водоканал", РСТ Ивановской области установила размер тарифа на 2013 год для потребителей МУП "Водоканал", который не может обеспечить финансовых потребностей заявителя.
Заявитель считает, что РСТ Ивановской области в отсутствии правовых оснований увеличен объем реализации услуг:
- по холодному водоснабжению до 7681000 куб. м по сравнению с согласованным в производственной программе объемом в 6058000 куб. м (увеличение на 1623000 куб. м);
- по водоотведению и очистке сточных вод до 4881400 куб. м по сравнению с согласованным в производственной программе 3487400 куб. м (увеличение на 1394000 куб. м).
По мнению заявителя, РСТ по Ивановской области не применен Приказ Министерства регионального развития РФ от 10 октября 2007 года № 101 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке производственных программ организаций коммунального комплекса", а именно раздел II Приказа Минрегиона РФ от 10.10.2007 года № 101, в части указания на то, что обоснование прогнозируемого объема и качества производимых организациями коммунального комплекса товаров (оказываемых услуг) рекомендуется производить с использованием показателей их производственной деятельности, определяемых на регулируемый период, а также п. 12 данного Приказа.
По мнению заявителя, РСТ Ивановской области не применил указанных положений методических рекомендаций, не оценил фактические показатели производственной деятельности МУП "Водоканал" за последние 3 календарных года (которые имеются в производственных программах на 2013 год), не доказал обоснованность и актуальность объемов полезного отпуска принятых за основу расчета тарифов на 2013 год. Также, МУП "Водоканал" считает, что применив при расчете тарифа метод установления фиксированных тарифов, РСТ Ивановской области, не применило п. 20 Постановления Правительства РФ от 14.07.2008 года № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (вместе с "Правилами регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса"). Таким образом, необоснованное увеличение РСТ по Ивановской области расчетного объема услуг МУП "Водоканал" привело к установлению тарифов, не обеспечивающих финансовые потребности заявителя.
МУП "Водоканал" пояснил, что в тексте экспертного заключения, равно как и в протоколе № 511/2 от 23.11.2012 года РСТ поясняет, что отсутствуют обоснования уменьшения объемов производства коммунальных услуг МУП "Водоканал" в тарифном деле. Данный вывод не соответствует содержанию производственных программ МУП "Водоканал" в сфере холодного водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод. Пунктом 7 Постановления Правительства РФ № 520 предусмотрен порядок запроса дополнительных документов, для подтверждения правильности представленных в производственной программе расчетов. При расчете тарифа для МУП "Водоканал", РСТ таким правом не воспользовалось.
МУП "Водоканал" также считает, что определив объемы реализации коммунальных услуг в сфере холодного водоснабжения и водоотведения и очистки сточных вод на 2013 год для МУП "Водоканал" ненадлежащим образом, РСТ способствовала установлению предельных индексов роста тарифов не обеспечивающих финансовые потребности заявителя на 2013 год.
РСТ по Ивановской области с требованиями МУП "Водоканал" не согласилось по основаниям, изложенным в письменном отзыве и дополнениях к нему. Административным органом пояснено, что РСТ по Ивановской области при установлении тарифов на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод для МУП "Водоканал", оказывающего услуги потребителям Кинешемского района, на 2013 год руководствовалась Федеральным законом от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулировании тарифов организаций коммунального комплекса", Постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", Методическими указаниями по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными Приказом Минрегионразвития РФ от 15.02.2011 № 47; Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, основных параметров цен и тарифов на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий и на услуги ЖКХ на 2013 - 2015 годы, разработанных Минэкономразвития РФ от 28.09.2012; Приказом Федеральной службы по тарифам от 25.10.2012 № 250-э/2 "Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2013 год" и другими нормативными документами.
В соответствии с Приказом ФСТ России от 25.10.2012 № 250-э/2 предельный индекс максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги по Ивановской области с 01.01.2013 составил 100%, с 01.07.2013 - 107,1%.
В случае принятия тарифа, рассчитанного заявителем в размере 17,83 руб./куб. м и тарифа на водоотведение в размере 12,31 руб./куб. м в нарушении указанного Приказа ФСТ России привело бы к росту тарифа на холодную воду для конечных потребителей на 129% и тарифа на водоотведение и очистку сточных вод для конечных потребителей на 151%.
Представители РСТ Ивановской области пояснили, что довод заявителя о невозможности вносить поправки в согласованную главой Администрации городского округа Кинешма производственную программу МУП "Водоканал" является необоснованным, поскольку, в 2012 году согласование производственных программ организаций коммунального комплекса относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, т.е. РСТ Ивановской области.
При предоставлении документов для расчета тарифов на 2013 год МУП "Водоканал" указывает, что "обращал особое внимание" на снижение объема потребления коммунальных услуг ввиду установления приборов учета, однако никакой подтверждающей документации в РСТ Ивановской области представлено не было. Предоставленная корректировка производственной программы в сфере водоотведения, ввиду изъятия очистных сооружений микрорайона "Поликор" в эксплуатацию третьему лицу была учтена специалистами службы при расчете объемов водоотведения на 2013 год, о чем указано в экспертном заключении на с. 3. В части несогласия с уровнем тарифов, предлагаемых к утверждению на 2013 год, то данные указанные в письме № 01-4/3730 от 22.11.2012 года ничем не подтверждены. Ни одного расчета, подтверждающего предполагаемый уровень убытка и уровень объемных показателей, в адрес РСТ Ивановской области не представлено. Представители МУП "Водоканал" на заседании Правления РСТ Ивановской области (23.11.2012) отсутствовали.
На момент установления тарифов для МУП "Водоканал" не существовало регламентированной формы экспертного заключения (норма о регламентации формы экспертного заключения введена Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", вступившим в силу 01.01.2013), предоставленные в адрес расчеты являются табличной формой экспертного заключения.
Представители РСТ по Ивановской области также пояснили, что согласно п. 20 Приказа Минрегиона от 15.02.2011 года № 47 "Об утверждении Методических указаний по расчету тарифов и надбавок в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" - формирование финансовых потребностей для целей регулирования тарифов и надбавок осуществляется исходя из величины прогнозируемого объема производства товаров и (или) оказываемых услуг...". Следовательно, между финансовыми потребностями и объемными показателями существует прямая зависимость. В соответствии с п. 20 Приказа № 47, Служба определила плановые показатели объемов реализации услуг и рассчитала для этих плановых показателей плановые размеры финансовых потребностей. Поскольку к плановым объемам финансовых потребностей у заявителя претензий нет, следовательно его претензии по расчету объемов отпуска услуг (напрямую зависящих от затрат) не обоснованы. Расчеты и обоснования объемов в тарифном деле отсутствуют. Согласно ст. 7 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" производственная программа включает обоснование обеспечения прогнозируемого объема и качества производимых организацией коммунального комплекса товаров (оказываемых услуг). Расчет показателей производственной программы производится предприятием. В связи с чем, представители РСТ Ивановской области считают, что именно предприятие должно доказывать расчет показателей производственной программы.
Также, представители РСТ Ивановской области пояснили, что в тарифном деле отсутствует какая-либо информация, подтверждающая установку приборов учета на объектах водоснабжения и водоотведения, подтверждения установки и ввода в эксплуатацию индивидуальных и общедомовых приборов учета. Также не представлен расчет объема услуг по каждой категории потребителей с учетом установки приборов учета и действующих нормативов.
Кроме того, по мнению РСТ Ивановской области является неправомерной трактовка РСТ Ивановской области п. 7 Постановления Правительства РФ от 14.07.2008 года № 520 о том, что РСТ обязана направить дополнительный запрос о предоставлении документов, поскольку именно заявитель, как организация коммунального комплекса, должен подтвердить обоснованность всех расчетных показателей путем предоставления соответствующих обосновывающих документов.
В части доводов МУП "Водоканал" о применении Федерального закона от 23.11.2009 года № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", РСТ Ивановской области пояснила, что заявителем по делу не доказан факт наличия 100% оснащенности приборами учета в городском округе Кинешма, напротив, согласно данным статистики в настоящее время в Ивановской области общедомовыми приборами учета холодной воды оснащено 20% многоквартирных домов, индивидуальными - 56%.
Также, по мнению РСТ Ивановской области заявителем нарушен досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", а также п. 16 Постановления Правительства РФ от 07.04.2007 года № 208.
В связи с чем, РСТ по Ивановской области считает требования МУП "Водоканал" не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Заявление МУП "Водоканал" рассмотрено Арбитражным судом Ивановской области в соответствии с требованиями, предусмотренными ст. ст. 191 - 196 АПК РФ.
Из материалов дела следует, что 23.11.2012 года РСТ по Ивановской области было принято Постановление № 511-к/1 "Об установлении тарифов на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод для организаций, оказывающих услуги потребителям городского округа Кинешма" (далее Постановление № 511-к/1).
Согласно пункта 1 приложения к Постановлению № 511-к/1, РСТ Ивановской области установлены тарифы для МУП "Водоканал" за 1 куб. метр:
- для бюджетных и прочих потребителей (без учета НДС) с 01.01.2013 года по 30.06.2013 года на холодную воду - 13,80 рублей, водоотведение и очистка сточных вод 8,15 рублей; с 01.07.2013 года по 31.12.2013 года на холодную воду - 14,84 рубля, на водоотведение и очистку сточных вод - 8,73 рубля.
- для населения с учетом НДС с 01.01.2013 года по 30.06.2013 года - 16,28 рублей, на водоотведение и очистку сточных вод - 9,62 рубля; с 01.07.2013 года по 31.12.2013 года на холодную воду - 17.48 рублей, на водоотведение и очистку сточных вод - 10,30 рублей.
Постановление было опубликовано в издании "Ивановская газета", № 220(5309), 30.11.2012 года.
Не согласившись с размером установленного тарифа МУП "Водоканал" оспорило указанное выше Постановление РСТ по Ивановской области в арбитражный суд Ивановской области.
Анализ содержания постановления РСТ Ивановской области от 23.11.2012 г. № 511/-к/1 позволяет суду сделать вывод о том, что оспариваемый акт носит нормативный характер.
Понятие нормативного правового акта дано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 10.04.2007 г. № 1082/07, под каковым понимается официальный документ, принятый в определенной законом форме с опубликованием в официальном источнике информации, который устанавливает правовые нормы (правила поведения) обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитан на многократное применение и адресован неопределенному кругу лиц субъектов в целях регулирования общественных отношений, нуждающихся в государственно-организационном воздействии. Постановлением № 511-к/1 от 23.11.2012 года, в оспариваемой части, установлен тариф на холодную воду и водоотведение, оказываемые Предприятием, без указания конкретных потребителей для неограниченного круга лиц. Данное постановление рассчитано на неоднократное применение и действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения по оказанию указанных услуг.
Таким образом, оспариваемое постановление является нормативным правовым актом, принятым органом местного самоуправления.
В соответствии со статьей 78 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Данная позиция, согласуется с п. 2.4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов".
Регулирование тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса производится в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 30.12.2004 года № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее Федеральный закон № 210-ФЗ).
В соответствии с общими принципами регулирования тарифов и надбавок, закрепленными в части 1 статьи 3 Федерального закона № 210-ФЗ от 30.12.2004 г., являются, в том числе достижение баланса интересов потребителей услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ; стимулирование снижения производственных затрат, повышение экономической эффективности оказания услуг и применение энергосберегающих технологий организациями коммунального комплекса; полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ и инвестиционных программ; обеспечение доступности для потребителей и иных лиц информации о формировании тарифов и надбавок.
Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 210-ФЗ, регулирование тарифов на услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на услуги организаций коммунального комплекса осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Частью 1 ст. 7 Федерального закона № 210-ФЗ (действующей в редакции от 25.06.2012 года, т.е. на момент принятия тарифа) установлено, что финансовые потребности организации коммунального комплекса, необходимые для реализации ее производственной программы, обеспечиваются за счет средств, поступающих от реализации товаров (оказания услуг) данной организации по тарифам на товары и услуги, установленным для данной организации.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 7 Федерального закона № 210-ФЗ, производственная программа включает, в том числе обоснование обеспечения прогнозируемого объема и качества производимых организацией коммунального комплекса товаров (оказываемых услуг) в соответствии с требованиями, установленными техническими регламентами, с экологическими нормативами и имеющимися производственными возможностями организации коммунального комплекса.
В части 1 статьи 8 Федерального закона № 210-ФЗ перечислены методы регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
В процессе регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса могут использоваться различные сочетания методов регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, предусмотренных частью 1 данной статьи (часть 2 статьи 8 Федерального закона № 210-ФЗ).
В данном случае Согласно протокола № 511/2 от 23.11.2012 года следует, что при установлении тарифа для МУП "Водоканал" был применен метод установления фиксированных тарифов.
Частями 1, 2, 3, 5, 6 ст. 9 Федерального закона № 210-ФЗ установлено, что регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов. Организация коммунального комплекса разрабатывает на очередной период действия тарифов на производимые ею товары (оказываемые услуги) производственную программу, определяет финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производит предварительный расчет тарифов на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности. Производственная программа, а также расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей и соответствующих им тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса направляется организацией коммунального комплекса в орган регулирования не менее чем за три календарных месяца до даты окончания текущего периода действия тарифов на товары и услуги этой организации для проверки обоснованности производственной программы, обоснованности расчета тарифов на товары и услуги этой организации, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг данной организации. В случае несоответствия рассчитанных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса финансовым потребностям этой организации, необходимым для реализации ее производственной программы, орган регулирования вправе самостоятельно произвести расчет указанных тарифов. В случае, если рассчитанные тарифы исключают обеспечение доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса, организация коммунального комплекса по согласованию с органом регулирования осуществляет изменение своей производственной программы и проводит перерасчет тарифов на свои товары и услуги. По завершении проверки обоснованности предоставленных организацией коммунального комплекса расчетов финансовых потребностей, необходимых для реализации ее производственной программы, и соответствующих этим потребностям тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса орган регулирования согласовывает производственную программу и устанавливает соответствующие этой программе тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса.
Таким образом, установленные тарифы должны быть экономически обоснованными, не превышать установленный органом регулирования субъекта Российской Федерации предельный индекс максимального возможного изменения установленных тарифов на услуги организаций коммунального комплекса.
В соответствии с Приказом ФСТ РФ от 25.10.2012 года № 250-э/2 "Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, в среднем по субъектам Российской Федерации на 2013 год" установлен в среднем для Ивановской области предельный индекс максимально возможного изменения тарифов с 01.01.2013 года 100%, а с 01.07.2013 года в размере 107,1%.
В силу пункта 20 статьи 2 Закона № 210-ФЗ предельные индексы - это устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) в среднем по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, если иной срок не установлен федеральным законом или решением Правительства Российской Федерации, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец предыдущего периода регулирования.
Согласно п. 52 Постановления Правительства РФ от 14.07.2008 года № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" предельные индексы, установленные по субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, отражают допустимое изменение тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, рассчитанных с учетом надбавок к тарифам, на каждый финансовый год в течение периода действия тарифов в среднем по субъектам Российской Федерации или по муниципальным образованиям.
Таким образом, установленные выше предельные индексы отражают лишь среднее значение в целом по субъекту или по муниципальному образованию, т.е. тариф для конкретной организации может быть выше или ниже, но в среднем не превышать предельный индекс, установленный в среднем по субъекту или муниципальному образованию. Согласно пояснениям РСТ Ивановской области, и приложением к приказу РСТ Ивановской области от 26.10.2012 года по уполномоченным по организации рассмотрения дел об установлении тарифов на 2013 год (с. 21 - 35 копий тарифного дела), МУП "Водоканал" не является единственной организацией оказывающей услуги по водоснабжению и водоотведению на территории Ивановской области. Кроме того, как пояснили представители РСТ на вторую половину 2013 года тариф для МУП "Водоканал" по водоснабжению установлен в размере 107,34%, т.е. в превышающем предельный индекс в среднем по Ивановской области, который по водоотведению составил 107,1%. Таким образом, довод РСТ Ивановской области о том, что установленный для заявителя тариф не может превышать предельного индекса максимально возможного изменения тарифа установленного в среднем по Ивановской области является необоснованным.
В соответствии с частью 6 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
В соответствии с ч. 2 ст. 7, частями 2, 3 ст. 9 Федерального закона № 210-ФЗ организация коммунального комплекса разрабатывает на очередной период действия тарифов на оказываемые ею услуги производственную программу, определяет финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производит предварительный расчет тарифов на свои услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности.
МУП "Водоканал" в соответствии с данными нормами Федерального закона № 210-ФЗ разработал производственную программу на период деятельности 2013 года и представил ее в РСТ Ивановской области для утверждения и установления тарифов на водоснабжение и водоотведение.
В соответствии с п. 3 Постановления Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса (вместе с Правилами регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса), организация коммунального комплекса для установления тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса представляет в орган регулирования, уполномоченный на установление соответствующих тарифов, отдельно по видам деятельности, включающим в себя производство и реализацию товаров и услуг, тарифы и надбавки к тарифам на которые подлежат регулированию в соответствии с Основами ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2008 г. № 520 (далее - виды деятельности), следующие документы:
1) заявление об установлении тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса с предложением об избрании метода регулирования и обоснованием целесообразности его применения;
2) производственная программа;
3) расчет финансовых потребностей для реализации производственной программы с расшифровкой затрат по видам деятельности;
4) расчет тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса по видам деятельности;
5) бухгалтерская и налоговая отчетность по установленной форме за 2 предшествующих года или за период осуществления организацией регулируемой деятельности, если он составляет менее 2 лет;
6) отчет о доходах от реализации товаров и услуг по установленным тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса и расходах на реализацию производственной программы за 2 предшествующих года или за период осуществления организацией регулируемой деятельности, если он составляет менее 2 лет (по видам деятельности).
Таким образом, указанными выше нормативными актами установлен перечень документов, которые должны быть предоставлены ОКК в орган регулирования для установления экономически обоснованных тарифов.
Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ от 14.07.2008 года № 520, в случае представления организацией коммунального комплекса не всех документов, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящих Правил, орган регулирования устанавливает срок не менее 5 рабочих дней для представления всех документов. В случае если в установленный срок организация коммунального комплекса не представила эти документы, орган регулирования отказывает этой организации в рассмотрении представленных документов и в течение 10 рабочих дней с даты окончания указанного срока направляет ей копию своего решения.
Таким образом, приняв документы МУП "Водоканал" РСТ Ивановской области подтвердило, факт предоставления ОКК необходимых документов предусмотренных указанными нормативными актами.
Необходимости предоставления первичных документов, на основании которых ОКК производила расчет тарифа указанные выше документы не содержат.
В случае неясности либо необходимости получения дополнительных документов, в соответствии с п. 7 Постановления Правительства РФ от 14.07.2008 № 520, органы регулирования в течение 5 рабочих дней с даты получения документов, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящих Правил, вправе направить организации коммунального комплекса мотивированный запрос о представлении дополнительно документов с обоснованием расчетов, содержащихся в представленных документах, и (или) обоснованием необходимости реализации мероприятий производственной и (или) инвестиционной программ с указанием формы представления документов. Организация коммунального комплекса обязана представить указанные документы в течение 10 рабочих дней с даты поступления запроса.
При установлении тарифа для МУП "Водоканал" РСТ Ивановской области данным правом не воспользовалась. В связи с чем, вывод сделанный административным органом на с. 3 экспертного заключения об отсутствии обоснования уменьшения тарифов по водоснабжению на 21,13% и по водоотведению и очистки сточных вод на 30,56% на по сравнению с 2012 годом является необоснованным. У ОКК отсутствует необходимость обоснования уменьшения объемов по сравнению с предшествующим периодом. ОКК предоставляет свой расчет тарифа на последующий период, а орган регулирования должен его либо принять либо не принять и обосновать расчетным путем свой расчет тарифа, при этом вправе запросить дополнительные пояснения либо документы. Чем нарушены пункты 3, 7 Постановления Правительства РФ № 520.
Согласно протокола № 511/2 от 23.11.2012 года, заседания Правления Региональной службы по тарифам Ивановской области установлено, методом регулирования является метод фиксированных тарифов.
Далее в протоколе № 511/2 зафиксировано, что МУП "Водоканал" письмом от 22.11.2012 года № 01-4/3730 выразили несогласие с величиной объемов оказываемых услуг, включенной в расчет тарифов. РСТ отмечает, что достаточное обоснование (расчет) снижения объемов по водоснабжению, водоотведению и транспортировке стоков в тарифной заявке МУП "Водоканал" отсутствует. Однако, как указано выше, предусмотренными нормативными актами в области тарифного регулирования предусмотрено лишь предоставление обоснованного расчета тарифа на определенный период, что и сделано ОКК при подаче на рассмотрение производственной программы. А обоснование снижения объемов ОКК по сравнению с предыдущим периодом регулирования ни Федеральным законом № 210-ФЗ, ни Постановлением Правительства РФ № 520 не предусмотрено. Необходимые документы предоставляемые для расчета тарифа указаны в пунктах 3 и 4 Постановлением Правительства РФ № 520. Таким образом, РСТ нарушен пункт 7 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 520.
Кроме того, согласно пояснений представителей РСТ Ивановской области экспертного заключения с. 3 зафиксировано, что объемы холодного водоснабжения и водоотведения приняты РСТ на уровне плановых показателей 2012 года, однако нормативное обоснование принятия плановых объемов на уровне предыдущего года материалы дела не содержат и представителями РСТ Ивановской области не доказан именно такой порядок принятия объемов ОКК. Какого-либо обоснованного расчета РСТ Ивановской области по данному вопросу также не имеется. РСТ Ивановской области не доказан факт умышленного уменьшения объемов МУП "Водоканал". В связи с чем, суд приходит к выводу, что РСТ не доказало необходимость принятия объемов МУП "Водоканал" по холодному водоснабжению и водоотведению на уровне плановых показателей 2012 года. Чем нарушен п. 5 ст. 9 Закона № 210-ФЗ.
Согласно п. 7 раздела 1 производственной программы МУП "Водоканал" по водоснабжению на 2013 год заявителем по делу предоставлено планируемое обоснование обеспечения прогнозируемого объема и качества услуг в сфере холодного водоснабжения в размере 6058 тыс. куб. м объем реализации товаров и услуг, в том числе по потребителям:
- населению - 3311 тыс. куб. м;
- бюджетным потребителям - 390 тыс. куб. м;
- прочим потребителям 2357 тыс. куб. м.
Согласно п. 3 раздела 1 производственной программы в сфере водоотведения и очистки сточных вод на 2013 год, согласованной с Главой администрации городского округа Кинешма, заявителем обоснованы обеспечения прогнозируемого объема и качества услуг в сфере водоотведения и очистки сточных вод, с учетом уточнений в размере 3487,4 тыс. куб. м объем реализации товаров и услуг, в том числе по потребителям:
- населению - 2768,28 тыс. куб. м;
- бюджетным потребителям - 265 тыс. куб. м;
- прочим потребителям - 454,12 тыс. куб. м.
Согласно экспертного заключения и таблицы, имеющейся на стр. 3 экспертного заключения, РСТ Ивановской области были увеличены объемы показателей производственной деятельности по холодному водоснабжению вместо заявленных ОКК 6058000 тыс. куб. м - 7681000 тыс. куб. м, а по водоотведению и очистке сточных вод вместо заявленных ОКК 3487400 тыс. куб. м - 4881400 тыс. куб. м. Таким образом, увеличены предлагаемые объемы ОКК по холодному водоснабжению на 1623 тыс. куб. м, а по водоотведению и очистке сточных вод на 1394 тыс. куб. м.
Тем самым предоставило расчет для установления тарифов по водоснабжению и водоотведению на 2013 год.
Согласно п. 7 Приказа Минрегиона РФ от 10.10.2007 года № 101 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке производственных программ организаций коммунального комплекса", производственная программа в соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 210-ФЗ включает:
Обоснование обеспечения прогнозируемого объема и качества производимых организацией коммунального комплекса товаров (оказываемых услуг) в соответствии с требованиями, установленными техническими регламентами, с экологическими нормативами и имеющимися производственными возможностями организаций коммунального комплекса;
Обоснование прогнозируемого объема и качества производимых организациями коммунального комплекса товаров (оказываемых услуг) рекомендуется производить с использованием показателей их производственной деятельности, определяемых на регулируемый период.
В соответствии с п. 8 Приказа Минрегиона РФ от 10.10.2007 года № 101 объем производства товаров и услуг рекомендуется определять:
в сфере водоснабжения - как сумма объемов: реализации воды, потерь, воды, используемой на собственные нужды.
в сфере водоотведения и очистки сточных вод - как сумма объемов отведенных стоков.
Пунктом 12 Приказа Минрегиона РФ от 10.10.2007 года № 101 установлено, что объем реализации товаров и услуг определяется:
В сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод - по группам потребителей:
- для населения, проживающего в многоквартирных домах, на основании заключенных договоров с управляющими организациями (товариществами собственников жилья или либо жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами, с каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени);
- для прочих потребителей (населения, проживающего в индивидуальных жилых домах; юридических лиц и физических лиц (кроме населения, проживающего в многоквартирных домах)), дома (помещения) которых не оборудованы приборами учета воды, на основании заключенных договоров;
- для прочих потребителей (населения, проживающего в индивидуальных жилых домах; юридических лиц и физических лиц (кроме населения, проживающего в многоквартирных домах)), дома (помещения) которых оборудованы приборами учета воды, с учетом фактически сложившегося водопотребления за 3 года, предшествующих периоду регулирования.
Таким образом, объем реализации товаров и услуг в сфере водоснабжения определяется исходя из групп потребителей. Согласно производственной программы представленной МУП "Водоканал" следует, что объем реализации товаров и услуг по водоснабжению в размере 6058 тыс. куб. м складывается из объема реализации:
- населению - 3311 тыс. куб. м;
- бюджетным потребителям - 390 тыс. куб. м;
- прочим потребителям - 2357 тыс. куб. м.
По водоотведению в размере 3487,4 тыс. куб. м, складывается из объема реализации:
- населению - 2768,28 тыс. куб. м;
- бюджетным потребителям - 265 тыс. куб. м;
- прочим потребителям - 454,12 тыс. куб. м.
На основании вышеизложенного следует, что из представленного расчета ОКК не представляется возможным установить, что у всех потребителей МУП "Водоканал" установлены приборы учета. Данное обстоятельство в материалах тарифного дела не подтверждено, а также не подтверждено заявителем в ходе судебного разбирательства. В связи с чем, его довод о необходимости применения абз. 3 ст. 12.1 Приказ Минрегиона РФ от 10.10.2007 № 101, в части определения объема реализации товаров и услуг для прочих потребителей дома (помещения) которых оборудованы приборами учета воды, с учетом фактически сложившегося водопотребления за 3 года, предшествующих периоду регулирования является не обоснованным.
Довод МУП "Водоканал" о том, что определив объемы реализации коммунальных услуг в сфере холодного водоснабжения и водоотведения и очистки сточных вод на 2013 год для МУП "Водоканал" ненадлежащим образом, РСТ способствовала установлению предельных индексов роста тарифов не обеспечивающих финансовые потребности заявителя на 2013 год судом не рассматривается, поскольку он не относится к предмету рассматриваемого спора.
В то же время, РСТ Ивановской области, ни в экспертном заключении ни в ходе судебного разбирательства не обосновало свой расчет по холодному водоснабжению в размере 7681000 куб. м и по водоотведению и очистке сточных вод в размере 4881400 куб. м.
Согласно ч. 6 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, наличия у органа или должностного лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган, должностное лицо, которые приняли акт.
Таким образом, РСТ Ивановской области не обосновало свой расчет объема реализации товаров и услуг по водоснабжению и водоотведению для МУП "Водоканал" на 2013 год, о чем выше указано в решении суда.
Судом отклоняется довод представителей РСТ Ивановской области о наличии обязательного досудебного порядка оспаривания решений органов государственной власти по установлению тарифов, предусмотренный ст. 33, Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" по следующим основаниям, поскольку данный Закон согласно ст. 43 вступил в силу с 1 января 2013 года, за исключением статьи 9, пункта 4 части 3 статьи 21, части 7 статьи 26, статьи 27, части 1 статьи 28, части 2 статьи 29 и части 2 статьи 40 настоящего Федерального закона.
Оспариваемое постановление принято РСТ Ивановской области 23.11.2012 года.
Примененный на момент установления тарифа, Федеральный закон от 30.12.2004 года № 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" не устанавливает обязательный досудебный порядок рассмотрения разногласий возникающих между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса в отношении тарифов и надбавок.
На основании вышеизложенного, оспариваемое постановление РСТ Ивановской области противоречит пункту 7 Постановления Правительства РФ № 520, ч. 1 ст. 7, п. 5 ст. 9 Закона № 210-ФЗ.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ, и в соответствии с п. 20.1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 № 117 (ред. от 11.05.2010) "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" в случае принятия судебного акта в пользу лица, которому была предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины, суд взыскивает государственную пошлину с ответчика применительно к части 3 статьи 110 АПК РФ.
При подаче заявления МУП "Водоканал" была предоставлена отсрочка при уплате государственной пошлины по делу.
В связи с чем, расходы по уплате государственной пошлины сумме 2000 рублей взыскать в доход федерального бюджета с Региональной службы по тарифам Ивановской области.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167, 168, 169, 170, 194, 195 АПК РФ, суд

решил:

1. Заявление Муниципального унитарного предприятия "Водоканал" удовлетворить.
2. Признать недействующим пункт 1 Приложения к Постановлению от 23.11.2012 года № 511-к/1 "Об установлении тарифов на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод для организаций, оказывающих услуги потребителям городского округа Кинешма", устанавливающий тарифы на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод для МУП "Водоканал" для всех категорий потребителей на весь период регулирования 2013 года МУП "Водоканал" противоречащим пункту 7 Постановления Правительства РФ от 14.07.2008 № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", ч. 1 ст. 7, п. 5 ст. 9 Закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ "Об основах регулировании тарифов организаций коммунального комплекса".
3. Взыскать с Региональной службы по тарифам Ивановской области ОГРН 103370052484 в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 рублей.
4. На решение суда первой инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу может быть подана кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа (п. 7 ст. 195 АПК РФ).

Председательствующий
ТИМОШКИН К.А.

Судьи
КОЧЕШКОВА М.В.
НОВИКОВ Ю.В.


------------------------------------------------------------------