Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Ивановского арбитражного суда от 17.07.2013 по делу N А-17-2598/2013 <О признании частично недействующим постановления Администрации г. Иванова от 09.02.2010 N 200 "Об утверждении проекта красных линий на территории города Иванова"> Свод законодательства



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 июля 2013 г. по делу № А-17-2598/2013

г. Иваново

Резолютивная часть решения объявлена 17 июля 2013 года. Полный текст решения изготовлен 22 июля 2013 года.
Арбитражный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Тимошкина К.А., судей Калиничевой М.С. и Чеботаревой И.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Общества с ограниченной ответственностью "Ивцем-2" (ОГРН: 1113702020233; ИНН: 3702654440)
к Администрации города Иванова
о признании недействующим Постановления от 09.02.2010 года № 200 "Об утверждении проекта красных линий на территории города Иванова" в части утверждения проекта красных линий по территории земельного участка с кадастровым номером 37:24:040735:109, расположенного по адресу: переулок Торфяной, дом 67Б, и по территории земельного участка с кадастровым номером 37:24:040735:111, расположенного по адресу: переулок Торфяной, дом 67, а также в части утверждения проекта красных линий по переулку Торфяной, у дома 67 от точки 21 до точки 22, от точки 22 до точки 23, от точки 23 до точки 24 и от точки 24 до точки 21;
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований: Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Иванова;
при участии в судебном заседании:
от ООО "Ивцем-2" - Р. по доверенности от 03.07.2013 года и на основании паспорта,
от Администрации г. Иваново - В. № 2-25-751 от 12.04.2013 года и на основании паспорта,
от Управления архитектуры и градостроительства Администрации города Иванова - К. по доверенности № 1-34-45 от 14.01.2013 года,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Ивцем-2" обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением к Администрации города Иванова о признании недействующим Постановления от 09.02.2010 года № 200 "Об утверждении проекта красных линий на территории города Иванова" в части утверждения проекта красных линий по территории земельного участка с кадастровым номером 37:24:040735:109, расположенного по адресу: переулок Торфяной, дом 67Б, и по территории земельного участка с кадастровым номером 37:24:040735:111, расположенного по адресу: переулок Торфяной, дом 67, а также в части утверждения проекта красных линий по переулку Торфяной, у дома 67 от точки 21 до точки 22, от точки 22 до точки 23, от точки 23 до точки 24 и от точки 24 до точки 21.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора к рассмотрению дела привлечено Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Иванова.
В ходе судебного разбирательства, в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представитель ООО "Ивцем-2" уточнила предмет заявленных требований в части точек земельного участка, а именно: в место указания от точки 24 до точки 22 на от точки 24 до точки 21.
В связи с чем, предмет заявленных требований является следующим: признать недействующим Постановление от 09.02.2010 года № 200 "Об утверждении проекта красных линий на территории города Иванова" в части утверждения проекта красных линий по территории земельного участка с кадастровым номером 37:24:040735:109, расположенного по адресу: переулок Торфяной, дом 67Б, и по территории земельного участка с кадастровым номером 37:24:040735:111, расположенного по адресу: переулок Торфяной, дом 67, а также в части утверждения проекта красных линий по переулку Торфяной, у дома 67 от точки 21 до точки 22, от точки 22 до точки 23, от точки 23 до точки 24 и от точки 24 до точки 21.
В обосновании заявленных требований ООО "Ивцем-2" привело следующие доводы.
По мнению ООО "Ивцем" оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует п. 3 ст. 15 Конституции РФ, п. 14 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ, п. 2, 3 ст. 47 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 11 Устава г. Иваново. Согласно вышеуказанных актов, постановления органа местного самоуправления вступают в законную силу после их официального опубликования. Официальным опубликованием муниципального правового акта г. Иваново считается первая публикация его полного текста в газете "Рабочий край" или в сборнике "Правовой вестник города Иваново". Официальным опубликованием также является первое размещение его полного текста в формате, исключающем несанкционированное преобразование (редактирование), на официальном интернет-сайте органа, издавшего соответствующий муниципальной правовой акт, - Главы города Иванова, Ивановской городской Думы (www.ivgorduma.ru), Администрации города Иванова (www.ivgoradm.ru), соответственно.
Первое размещение полного текста муниципального правового акта города Иванова на официальном интернет-сайте органа, издавшего соответствующий муниципальной правовой акт, должно сопровождаться его последующей публикацией в печатном средстве массовой информации, указанном в абзаце первом настоящей части.
Представитель ООО "Ивцем" пояснила, что оспариваемое постановление не было полностью опубликовано в печатном средстве массовой информации.
Постановление от 09.02.2010 года № 200 затрагивает права и законные интересы Общества, поскольку по земельным участкам принадлежащим Обществу на праве собственности проходят красные линии, пересекая частично принадлежащие Обществу здания и сооружения, а именно: литер А22 на земельном участке с кадастровым номером 37:24:040735:109 и литеры А37, А38, А39, А40 на земельном участке с кадастровым номером 37:24:040735:111.
Кроме того, в ответ на обращение ООО "Ивцем-2" от 21.03.2013 № 746 по вопросу строительства новых объектов недвижимости на земельном участке с кадастровым номером 37:24:040735:111 управление архитектуры и градостроительства администрации города Иванова сообщило, что планируемая для застройки часть земельного участка попадает в территорию дорог, улиц, площадей Тр-2, видами функционального назначения указанной территории строительство административных зданий не предусмотрено (письмо от 28.03.2013 № 1-30-1413).
По той же причине наличия красных линий администрация города Иванова отклонила просьбу ООО "Ивцем-2", изложенную в письме от 07.03.2013 № 736, о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по переулку Торфяному, у дома 67 ориентировочной площадью 500 кв. м для строительства административного здания (письмо от 27.03.2013 № 2-20/3-0865).
Письмом от 11.07.2013 года Управление архитектуры г. Иваново пояснило ООО "Ивцем-2", что планируемая для застройки часть земельного участка с кадастровым номером 37:24:040735:109 попадает в территорию дорог, улиц, площадей Тр-2. Видами функционального назначения указанной территории строительство не предусмотрено.
ООО "Ивцем-2" считает, что прохождение красных линий по территории принадлежащих ему земельных участков, а также по земельному участку, испрашиваемому в аренду, нарушает его законные права и интересы в сфере предпринимательской деятельности, создает препятствия в осуществлении его прав на застройку земельных участков и может воспрепятствовать осуществлению прав по распоряжению зданиями и сооружениями, пересекаемыми красными линиями.
Администрация г. Иваново с заявленными требованиями ООО "Ивцем-2" не согласилась по основаниям изложенным в отзыве.
Представитель Администрации г. Иваново пояснила, что Постановление Администрации г. Иваново от 09.02.2010 года № 200 принято в соответствии с полномочиями, имеющимися у Администрации г. Иваново и опубликовано на официальном сайте администрации города http://ivgoradm.ru//, в связи с чем, требования Общества являются не правомерными.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований - Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Иваново, с позицией ООО "Ивцем-2" не согласилась по основаниям, изложенным в отзыве. Представитель 3-го лица пояснил, что ООО "Ивцем-2" стало собственником земельных участков 07.07.2008 года и 20.08.2008 года, т.е. после утверждения оспариваемым Постановлением проекта красных линий на территории г. Иваново. Основанием для разработки проекта красных линий на территории г. Иваново являлись Генеральный план города Иваново, утвержденный решением Ивановской городской Думы от 26.12.2006 года № 323, а также Правила землепользования и застройки г. Иваново, утвержденные решением Ивановской городской Думы от 27.02.2008 года № 694. Разработанный проект красных линий обусловил издание Администрацией г. Иваново постановления от 01.12.2009 года № 1153 "О подготовке проекта красных линий на территории г. Иваново и о проведении публичных слушаний на территории г. Иваново". В соответствии с постановлением Администрации г. Иваново от 01.12.2009 года № 1153 осуществлены подготовка проекта красных линий на территории г. Иваново и проведение публичных слушаний по данному проекту.
04.12.2009 года графический материал проекта был опубликован в газете "Рабочий край" и на официальном сайте администрации города www.ivgoradm.ru для ознакомления и внесения предложений.
Согласно протокола публичного обсуждения проекта красных линий г. Иваново от 21.12.2009 года в публичном обсуждении приняло участие 30 человек. Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принимался при непосредственном участии населения города, в связи с чем, было обеспечено надлежащее информирование жителей г. Иваново по рассматриваемому вопросу, выявлено общественное мнение, подготовлены предложения и рекомендации по обсуждаемому муниципальному правовому акту.
Кроме того, по мнению Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Иваново, оспариваемый нормативный правовой акт не затрагивает права и законные интересы ООО "Ивцем-2".
Заявление ООО "Ивцем-2" рассмотрено Арбитражным судом Ивановской области в соответствии с требованиями предусмотренными ст. ст. 191 - 196 АПК РФ.
Частью 1 статьи 4 АПК РФ предусмотрено, что заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов, в том числе с требованием о присуждении ему компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, в порядке, установленном настоящим Кодексом.
При этом в силу части 4 статьи 4 АПК РФ обращение в арбитражный суд осуществляется в форме искового заявления - по экономическим спорам и иным делам, возникающим из гражданских правоотношений, а также в форме заявления - по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений.
В соответствии с п. 1.1 ч. 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если рассмотрение таких дел в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции арбитражного суда.
В соответствии со ст. 78, Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.
Учитывая данное обстоятельство, дело, подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Порядок рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, определен главой 23 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания нормативного правового акта недействующим, необходимо чтобы оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствовали закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу и нарушали права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагали на них какие-либо обязанности или создавали иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из представленных материалов дела следует, что ООО "Ивцем-2" является коммерческой организацией и является собственником двух земельных участков с кадастровыми номерами 37:24:040735:109 и 37:24:040735:111 (свидетельства о государственной регистрации права 37 СС № 072830 от 27.10.2011 года и 37-СС № 072837 от 27.10.2011 года соответственно). Также, ООО "Ивцем" обратилось в Администрацию г. Иваново с запросами от 07.03.2013 года № 736 о возможности предоставления в аренду земельного участка ориентировочной площадью 500 кв. м, расположенного западнее земельного участка с кадастровым номером 37:24:040735:111, для целей строительства административного здания, а также запросом от 05.07.2013 года № 779 с запросом о возможности строительства новых объектов недвижимости на земельном участке с кадастровым номером и с запросом № 746 с просьбой разъяснить Обществу возможность осуществления строительства новых объектов недвижимости на указанных земельных участках с кадастровыми номерами 37:24:040735:109 37:24:040735:111.
Ответами от 27.03.2013 года № 2-20/3-0865, от 28.03.2013 года № 1-30-1413 и от 11.07.2013 года № 1-30-3335, Администрация г. Иваново пояснила, что земельный участок, расположенный по адресу г. Иваново, п. Торфяной, у дома 67 ориентировочной площадью 500 кв. м попадает в территорию дорог, улиц, площадей Тр-2; планируемая часть застройки земельного участка с кадастровым номером 37:24:040735:111 попадает в территорию дорог, улиц площадей Тр-2; планируемая часть застройки земельного участка с кадастровым номером 37:24:040735:109, также попадает в территорию дорог, улиц, площадей Тр-2. Видами функционального назначения указанной территории строительство административных зданий на данных территориях не предусмотрено.
Таким образом, суд считает, что оспариваемый нормативный правовой акт затрагивает права и законные интересы Общества, поскольку ограничивает право использования принадлежащих ему земельных участков, а также ограничивает право на получение иных земельных участков в установленном законом порядке, для ведения хозяйственной деятельности.
Пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального Закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что к вопросам местного значения относится утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории.
В силу положений статей 42, 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии являются обязательным элементом документации по планировке территории, утверждаемой органами местного самоуправления в порядке статей 45, 46 данного Кодекса.
Статьями 7, 8 и 49 Устава города Иванова, принятого решением Ивановской городской Думы от 14.10.2005 года № 613, установлено, что Глава города Иваново и Администрация города Иваново вправе издавать постановления и распоряжения по вопросам местного значения города Иванова которые являются муниципальными правовыми актами. Вышеназванные обстоятельства свидетельствуют о том, что оспариваемый нормативный акт принят органом местного самоуправления в соответствии с предоставленными ему полномочиями.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Аналогичная норма содержится в пунктах 2 и 3 статьи 47 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ согласно которой муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования. Порядок опубликования муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан.
Порядок опубликования муниципальных актов на территории города Иванова определен статьей 11 Устава города Иванова.
Согласно редакции действовавшей в момент принятия оспариваемого нормативного акта было установлено, что муниципальные правовые акты города Иванова, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования. Порядок опубликования муниципальных правовых актов города Иванова устанавливается настоящим Уставом. Официальным опубликованием муниципального правового акта города Иванова считается первая публикация его полного текста в газете "Рабочий край" или в сборнике "Правовой вестник города Иванова".
Обязанность опубликования документации по планировке территории в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов возложена на Главу местной администрации также частью 16 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ.
Пунктом 11 статьи 11 Градостроительного кодекса Российской Федерации дано понятие красных линий, которыми считаются линии, обозначающие существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты).
Из содержания вышеназванных норм права следует, что оспариваемое постановление подлежит опубликованию в полном объеме, так как затрагивает права, свободы и обязанности человека и гражданина, в том числе в силу того, что оно касается утверждения красных линий, влияющих на специфику и пределы использования существующих земельных участков.
Таким образом, принятый нормативный правовой акт должен быть опубликован в полном объеме в соответствующем печатном издании. Как установлено в официальном вестнике газеты "Рабочий край" от 12.02.2010 года № 25 (25191) был опубликован только текст постановления № 200 от 09.02.2010 года, без графического изображения красных линий. Таким образом, подобное опубликование не является надлежащим опубликованием нормативного правового акта органа местного самоуправления. Иного, надлежащего опубликования оспариваемого нормативного акта Администрацией города Иванова не представлено.
Данный факт подтверждается и вступившим в законную силу Решением арбитражного суда Ивановской области от 22.06.2012 года № А17-1405/2012.
Решением Ивановской городской Думы от 26.12.2012 года № 522 "О внесении изменений и дополнений в Устав города Иванова (Зарегистрировано в Управлении Минюста России по Ивановской области 21.02.2013 № RU3020002013001) статья 11 Устава дополнена частью 4.
Согласно новой редакции ст. 11 Устава г. Иваново следует, что муниципальные правовые акты города Иванова, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования. Официальным опубликованием муниципального правового акта города Иванова считается первая публикация его полного текста в газете "Рабочий край" или в сборнике "Правовой вестник города Иванова".
Официальным опубликованием муниципального правового акта города Иваново также является первое размещение его полного текста в формате, исключающем несанкционированное преобразование (редактирование), на официальном интернет-сайте органа, издавшего соответствующий муниципальной правовой акт, - Главы города Иванова, Ивановской городской Думы (www.ivgorduma.ru), Администрации города Иванова (www.ivgoradm.ru), соответственно.
Первое размещение полного текста муниципального правового акта города Иванова на официальном интернет-сайте органа, издавшего соответствующий муниципальной правовой акт, должно сопровождаться его последующей публикацией в печатном средстве массовой информации, указанном в абзаце первом настоящей части.
В случае если в муниципальном правовом акте города Иванова указаны несколько источников его официального опубликования, то вступление в силу муниципального правового акта города Иванова определяется по дате его первой публикации в одном из источников официального опубликования.
На основании вышеизложенного, из новой редакции ст. 11 Устава следует, что официальным опубликованием является опубликование полного текста в газете "Рабочий край" или в сборнике "Правовой вестник города Иванова". Также, официальным опубликованием муниципального правового акта города Иваново является первое размещение его полного текста в формате, исключающем несанкционированное преобразование (редактирование), на официальном интернет-сайте Администрации города Иванова (www.ivgoradm.ru). Первое размещение полного текста муниципального правового акта города Иванова на официальном интернет-сайте органа, издавшего соответствующий муниципальной правовой акт, должно сопровождаться его последующей публикацией в печатном средстве массовой информации, указанном в абзаце первом настоящей части.
На запрос суда, сделанный в ходе предварительного судебного заседания (протокол судебного заседания от 04.07.2013 года) Администрация города Иваново предоставило письмо Управления информационных ресурсов от 07.07.2013 года № 18-14-855, где пояснено, что графическая часть "красных линий" опубликована на официальном сайте Администрации г. Иваново 16.02.2010 года. С момента опубликования, содержимое страницы и графической части не изменялось. Согласно информации на сайте Администрации города Иванова (www.ivgoradm.ru) опубликованы только красные линии без текста самого Постановления. Кроме того, Администрацией не представлено сведений о том, что полный текст муниципального правового акта города Иваново, с приложением размещенным в формате, исключающем несанкционированное преобразование (редактирование) опубликован на официальном интернет сайте Администрации г. Иваново. Таким образом, суд приходит к выводу, что Администрацией города Иваново не доказан факт официального опубликования текста в полном объеме оспариваемого постановления. Кроме того, такое размещение не освобождает Администрацию города Иваново от опубликования полного текста нормативного акта в газете "Рабочий край" или в сборнике "Правовой вестник города Иванова".
На основании вышеизложенного, требования ООО "Ивцем-2" являются обоснованными и подлежат удовлетворения.
Доводы Управления архитектуры о том, что проект постановления и графическое изображение постановления были опубликованы в газете и на официальном сайте Администрации, а также то, что проект нормативного акта прошел публичные слушания не свидетельствуют об исполнении обязанности органа принявшего нормативный правовой акт опубликовать его в соответствующем порядке.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины и расходы в сумме 2000 рублей возложить на Администрацию г. Иваново.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167, 168, 169, 170, 194, 195 АПК РФ, суд

решил:

1. Заявление Общества с ограниченной ответственностью "Ивцем-2" (ОГРН: 1113702020233; ИНН: 3702654440) удовлетворить.
2. Признать недействующим постановление Администрации города Иваново от 09.02.2010 года № 200 "Об утверждении проекта красных линий на территории города Иванова" в части утверждения проекта красных линий по территории земельного участка с кадастровым номером 37:24:040735:109, расположенного по адресу: переулок Торфяной, дом 67Б, и по территории земельного участка с кадастровым номером 37:24:040735:111, расположенного по адресу: переулок Торфяной, дом 67, а также в части утверждения проекта красных линий по переулку Торфяной, у дома 67 от точки 21 до точки 22, от точки 22 до точки 23, от точки 23 до точки 24 и от точки 24 до точки 21.
3. Взыскать с Администрации города Иваново ОГРН 1023700543624, ИНН 3728012487, расположенной по адресу: 153000 г. Иваново, пл. Революции, 6, зарегистрирована ИФНС России по г. Иваново 23.10.2002 года в пользу ООО "Ивцем-2", (ОГРН: 1113702020233; ИНН: 3702654440) расположенное по адресу: 153015, Ивановская область, г. Иваново, пер. Торфяной, д. 67, зарегистрировано ИФНС России по г. Иваново 30.08.2011 года 2000 рублей расходов по уплате государственной пошлины по делу.
4. На решение суда первой инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу может быть подана кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа (п. 7 ст. 195 АПК РФ).

Председательствующий
ТИМОШКИН К.А.

Судьи
КАЛИНИЧЕВА М.С.
ЧЕБОТАРЕВА И.А.


------------------------------------------------------------------