Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Ивановского арбитражного суда от 17.07.2013 по делу N А17-2788/2013 <Требования о взыскании убытков, вызванных неисполнением обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, удовлетворены в полном объеме, так как на предпринимателя, осуществляющего деятельность по перевозке пассажиров, не может быть возложено бремя расходов по реализации нормативных актов, устанавливающих льготы для отдельных категорий граждан> Свод законодательства



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 июля 2013 г. по делу № А17-2788/2013

г. Иваново

Арбитражный суд Ивановской области в составе судьи Романовой Т.В.
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по иску индивидуального предпринимателя Я. (ОГРН 304370336500081, ИНН 370303894670) к Ивановской области в лице Департамента финансов Ивановской области (ОГРН 1023700556736, ИНН 3731021516), Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ (ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360) о взыскании убытков, вызванных неисполнением обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей в сумме 86 341 рублей, при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Комитета Ивановской области по транспорту (ОГРН 1063702101000)

установил:

Индивидуальный предприниматель Я. обратился в арбитражный суд Ивановской области с иском к Ивановской области в лице Департамента финансов Ивановской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ о взыскании убытков, вызванных частичным неисполнением обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей в сумме 86 341 рублей. В качестве правового обоснования заявленных требований указаны ст. ст. 16, 790, 1069 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Истцом заявлено требование о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в сумме 20 000 рублей.
Определением арбитражного суда от 30.05.2013 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства. К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечен Комитет Ивановской области по транспорту.
Лицам, участвующим в деле предложено представить дополнительные документы в срок до 16.07.2013.
В соответствии с п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 62 с учетом положений ч. 1 ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, рассматриваемом в порядке упрощенного производства, извещаются арбитражным судом о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу. Вместе с тем исходя из положений ч. 5 ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым дело рассматривается в порядке упрощенного производства без вызова сторон, судебное разбирательство по правилам главы 19 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не проводится. В связи с этим арбитражный суд не извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия.
Согласно нормам ст. 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса считаются извещенными надлежащим образом, если к началу судебного заседания, совершения отдельного процессуального действия арбитражный суд располагает сведениями о получении адресатом копии определения о принятии искового заявления или заявления к производству и возбуждении производства по делу, направленной ему в порядке, установленном настоящим кодексом, или иными доказательствами получения лицами, участвующими в деле, информации о начавшемся судебном процессе. Лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса также считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, если несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем организация почтовой связи уведомила арбитражный суд.
Копии определения суда, направленные лицам, участвующим в деле, по известным суду адресам, ими получены, о чем в материалах дела имеются почтовые уведомления. В соответствии со ст. 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, признаны извещенными надлежащим образом о принятии искового заявления к производству, возбуждении производства по делу в порядке упрощенного производства и сроках представления документов в суд.
В установленный судом срок от ответчика Министерства финансов РФ поступил отзыв на исковое заявление, из которого следует, что исковые требования необоснованны и подлежат оставлению без удовлетворения. С 2005 года федеральными законами не предусмотрена льгота в виде бесплатного проезда на общественном транспорте, а, следовательно, и обязанность Российской Федерации по возмещению транспортным организациям выпадающих доходов в связи с перевозкой отдельных категорий граждан на льготных условиях. В 2009 года из федерального бюджета Ивановской области были направлены субвенции, в 2010 - 2011 годах - дотации. Департаментом финансов Ивановской области не представлено доказательств недостаточности средств выделенных субъекту РФ в 2009 - 2011 годах межбюджетных трансфертов. Российская Федерация никаких обязательств ни перед Ивановской областью, ни перед истцом в сфере транспортных услуг не имеет.
Департамент финансов Ивановской области и Комитет Ивановской области по транспорту письменные отзывы не представили, заявлений и ходатайств от них не поступило.
Изучив представленные в материалы дела документы, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Из материалов дела следует, что в спорный период предприниматель Я. (перевозчик) осуществлял деятельность по перевозке льготной категории граждан во исполнение договоров от 01.01.2010 № ЛП 10-03-1/170, от 01.01.2011 № ЛП 11-03-1/036, заключенных с Комитетом Ивановской области по транспорту (заказчик) и в соответствии с Указом Губернатора Ивановской области от 25.08.2008 № 87-УГ.
В пункте 2.2. указанного договора сторонами предусмотрено условие, что Комитет по транспорту будет принимать от перевозчика предъявленные им отчеты только установленного образца, осуществлять оплату по предъявленным отчетам в течение 10 дней с момента получения заказчиком средств из областного бюджета, выделенных на оплату услуг по перевозке граждан льготных категорий, которым предоставляются меры социальной поддержки. Оплата перевозчику предъявленных отчетов осуществляется, по действующему у перевозчика тарифу, но не выше предельного максимального уровня тарифов, установленного Правительством Ивановской области.
Постановлением Правительства Ивановской области от 31.01.2007 № 11-п (в ред. Постановления Правительства Ивановской области от 26.02.2007 № 30-п) утвержден предельный максимальный уровень тарифов на перевозку всеми видами пассажирского транспорта, деятельность которого регулируется органами государственной власти Ивановской области, граждан, имеющих право на меры социальной поддержки на транспорте: в городском сообщении - в размере 7 рублей за одну поездку, с 01.10.2010 - 8 рублей за одну поездку.
За указанный период истцом было перевезено 55 668 граждан, имеющих право на льготы по проезду, в том числе включенных в федеральный регистр 18 883 гражданина, в региональный регистр - 36 785 граждан.
Затраты истца за перевозку льготной категории граждан (федеральных и региональных льготников) были возмещены Комитетом по транспорту, исходя из тарифа, установленного Правительством Ивановской области - 7 рублей за одну поездку, с 01.10.2010 - 8 рублей за одну поездку.
Постановлением Правительства Ивановской области от 25.05.2007 № 128-п "О внесении изменений в Положение о Региональной службы по тарифам Ивановской области" внесены изменения в пункт 1 раздела 1 Положения о Региональной службы по тарифам Ивановской области, согласно которым Региональная служба по тарифам Ивановской области является исполнительным органом государственной власти Ивановской области, уполномоченным осуществлять на территории Ивановской области государственное регулирование тарифов и надбавок на услуги транспортных и торговых организаций (среди прочих полномочий по установлению тарифов). В пределах своей компетенции Постановлением Региональной службы по тарифам Ивановской области от 30.05.2008 № 142-п с 01.06.2008 установлены предельные максимальные тарифы на перевозку пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на территории Ивановской области - в городском (муниципальном) сообщении за одну поездку в автобусах всех типов (кроме Газель) - 9 рублей, в автобусах типа ГАЗЕЛЬ - 10 рублей.

Постановлением Главы городского округа Кинешма от 06.08.2008 № 2315п "О повышении стоимости проезда на городском транспорте общего пользования независимо от форм собственности" установлен тариф на услуги общественного транспорта в размере 9 рублей за одну поездку.
Расходы, понесенные истцом в связи с предоставлением льгот, были возмещены ответчиком не в полном объеме (из расчета 7 рублей за одну поездку, с 01.10.2010 - 8 рублей за одну поездку), что послужило основанием для обращения предпринимателя в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании убытков. Правовым основанием иска истец указал статьи 16, 790, 1069 Гражданского кодекса РФ.
Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и реформированием межбюджетных отношений с разграничением расходных обязательств между Российской Федерации, ее субъектами и муниципальными образованиями, были внесены существенные изменения в значительное число законодательных актов, в том числе с 1 января 2005 года отменены установленные законодательством Российской Федерации льготы, предусматривающие право бесплатного проезда граждан в городском пассажирском транспорте. Вместе с тем данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Статьей 73 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
В соответствии со ст. 26.2 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Указом Губернатора Ивановской области от 25.08.2008 № 87-уг "О Порядке льготного проезда граждан с использованием социальной карты жителя Ивановской области" в целях обеспечения доступности транспортных услуг на территории Ивановской области гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки, финансируемые за счет средств федерального бюджета и бюджета Ивановской области, на территории Ивановской области организован льготный проезд граждан на пассажирском транспорте общего пользования, деятельность которого регулируется органами государственной власти Ивановской области (далее - льготный проезд граждан), с использованием социальной карты жителя Ивановской области. Данным Указом утвержден Порядок льготного проезда граждан с использованием социальной карты жителя Ивановской области (приложение 2), а также Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Ивановской области при организации льготного проезда граждан с использованием социальной карты жителя Ивановской области (приложение 3).
Социальная карта жителя Ивановской области предоставляется гражданам, имеющим право на меры социальной поддержки в части транспортного обслуживания, финансируемые за счет средств бюджета Ивановской области и межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно Приложению № 3 к Указу на Комитет Ивановской области по транспорту возложена обязанность по возмещению перевозчикам стоимости льготного проезда граждан с использованием социальной карты по действующему у перевозчика тарифу, но не выше предельного максимального уровня тарифов, установленного постановлением Правительства Ивановской области от 31.01.2007 № 11-п "Об утверждении предельного максимального уровня тарифов на перевозку всеми видами пассажирского транспорта, деятельность которого регулируется органами государственной власти Ивановской области, граждан, имеющих право на меры социальной поддержки на транспорте" (пункт 3).
В соответствии с пунктом 4 Приложения № 3 к Указу Порядка Департамент финансов Ивановской области перечисляет комитету Ивановской области по транспорту средства на возмещение перевозчикам стоимости проезда граждан с использованием социальной карты по действующему у перевозчика тарифу, но не выше предельного максимального уровня тарифов, установленного постановлением Правительства Ивановской области от 31.01.2007 № 11-п "Об утверждении предельного максимального уровня тарифов на перевозку всеми видами пассажирского транспорта, деятельность которого регулируется органами государственной власти Ивановской области, граждан, имеющих право на меры социальной поддержки на транспорте".
Постановлением Правительства Ивановской области от 31.01.2007 № 11-п (с последующими дополнениями и изменениями) утвержден предельный максимальный уровень тарифов на перевозку всеми видами пассажирского транспорта, деятельность которого регулируется органами государственной власти Ивановской области, граждан, имеющих право на меры социальной поддержки на транспорте: в городском сообщении - в размере 7 рублей за одну поездку; Впоследствии Постановлением Правительства Ивановской области от 29.09.2010 № 343-П внесены изменения в указанное Постановление, с 01.10.2010 предельный максимальный тариф утвержден в размере 8 рублей за одну поездку.
Во исполнение утвержденного Указом Губернатора Ивановской области Порядка Комитет по транспорту заключил с предпринимателем Я. (перевозчик) договоры от 01.01.2010 № ЛП 10-03-1/170, от 01.01.2011 № ЛП 11-03-1/036 об оказании услуг по перевозке льготных категорий граждан на всех видах пассажирского транспорта. Предметом договора являлось оказание услуг по перевозке категорий граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки в соответствии с федеральным и областным законодательством, а также Указом Губернатора Ивановской области от 25.08.2008 № 87-уг, на маршрутах Ивановской области по социальным картам жителя Ивановской области и возмещение связанных с этим затрат перевозчику.
В силу пункта 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку пассажиров, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета. Следовательно, законодатель предусмотрел полное возмещение перевозчику затрат, связанных с предоставлением установленных льгот.
В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 22.06.2006 № 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Согласно пункту 2 статьи 13 Федерального конституционного закона от 28.04.1995 № 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации обязательны для арбитражных судов в Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что между ответчиками имеется спор в части недостаточности средств, перечисленных из федерального бюджета в виде субвенций в 2009 году и не выделении средств на указанные цели в 2010 - 2011 годах. Возражения Министерства финансов РФ сводятся также к тому, что предоставление льгот граждан, включенных в федеральный регистр, не относится к расходным обязательствам Российской Федерации, так как федеральным законодательством льготы, установленные инвалидам, ветеранам отменены.
Согласно ст. ст. 3, 44, 63 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ меры социальной защиты инвалидов, социальной поддержки ветеранов и лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно Федеральному закону от 24.11.2008 № 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 и 2011 годов" и приложения № 19 к нему Российская Федерация выделила бюджетам субъектов Российской Федерации субвенции на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации.
Ивановской области выделено 17 370 200 рублей.
Переданных из федерального бюджета в 2009 году денежных средств на реализацию льгот по перевозке пассажиров транспортом общего пользования, включенных в федеральный регистр оказалось недостаточно. В 2010 и 2011 года субвенции на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации из федерального бюджета не выделялись.
Конституция Российской Федерации в статье 7 определяет Российскую Федерацию как социальное государство, в котором обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан. Поэтому Российская Федерация как правовое и социальное государство не может произвольно отказаться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств.
Право бесплатного проезда на общественном транспорте для льготных категорий граждан являлось гарантией, носящей компенсаторный характер. Представив это право, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязанности в отношении социально незащищенных граждан. Исключив Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ соответствующие нормы из Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ "О ветеранах", законодатель не предусмотрел соразмерной компенсации, связанной с утратой пользования бесплатным проездом независимо от места жительства.
Государством на субъект Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, в не по финансированию названных услуг, поэтому недостаточное выделение в 2009 году и не выделение в 2010 - 2011 годах на эти цели денежных средств субъекту Российской Федерации не исключает доплаты разницы за счет средств Российской Федерации.
Перевозка граждан, включенных в федеральный регистр льготников, произведена истцом в интересах Российской Федерации как публично-правового образования, поскольку осуществление мер социальной поддержки федеральных льготников является полномочием Российской Федерации, финансирование данного вида расходов производится из федерального бюджета и относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 21.02.2012 № 2508/11.
Доводы ответчика Министерства финансов РФ о перечислении в 2010 - 2011 годах дотаций бюджету Ивановской области не может рассматриваться как надлежащее исполнение Российской Федерацией обязательств по перечислению субвенций на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации. Финансовая помощь в виде дотации, предусмотренная соглашением № 01-01-06/06-365 от 06.10.2010, была предоставлена на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета субъекта, для финансирования подготовки объектов инфраструктуры г. Плес к празднованию 600-летия со дня основания и организации юбилейных мероприятий.
При данных обстоятельствах суд полагает, что убытки у предпринимателя возникли в результате бездействия федеральных и государственных органов, выразившегося в неисполнении обязательства по финансовому обеспечению льгот по оплате перевозчику предоставленных транспортных услуг. Выплаченные истцу Комитетом по транспорту на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы истца по перевозке за период с 01.05.2010 по 28.02.2011 льготных категорий граждан.
На предпринимателя как на лицо, занимающееся коммерческой деятельностью по осуществлению перевозок пассажиров, не может быть возложено бремя расходов по реализации Указов Губернатора Ивановской области, устанавливающего льготы для отдельных категорий граждан.
В соответствии со статьями 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности могут возникать из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Статья 15 ГК РФ является общей для возмещения размера убытков. Норма статьи 790 Гражданского кодекса РФ является специальной нормой, регулирующей пределы возмещения затрат перевозчика, она предусматривает полное возмещение перевозчику затрат по перевозке льготной категории пассажиров. Условие договора об оказании услуг по перевозке льготной категории граждан, в части неполного возмещения затрат перевозчику (в пределах установленных Правительством Ивановской области) следует признать ничтожным и не подлежащим применению на основании статьи 168 Гражданского кодекса РФ. (Аналогичная правовая позиция изложена в Определении ВАС РФ от 25.09.2009 № ВАС-11833/09).
Неисполнение Российской Федерацией и Ивановской областью своих обязательств по компенсации затрат, произведенных истцом в связи с реализацией законно установленных и обеспеченных бюджетным финансированием льгот, влечет возникновение у него убытков и, как следствие, неосновательное сбережение ответчиками средств, подлежащих в соответствии с законодательством перечислению организациям в качестве возмещения затрат, произведенных в связи с предоставлением льгот.
Ненадлежащее исполнение ответчиками указанных выше обязанностей нарушает права истца.
В соответствии со статьями 11, 12 ГК РФ истец вправе требовать от ответчика возмещения убытков или присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Из иска следует, что требования истца направлены на возмещение выпадающих доходов как убытков, вследствие неправомерных действий государственных органов, что предусмотрено ст. 1069 ГК РФ.
В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
Противоправность поведения ответчика Департамента финансов в данном случае заключается в уклонении (бездействии) от исполнения своих обязательств по компенсации затрат, которые понес истец в связи с реализацией Указов Губернатора Ивановской области.
В материалы дела истцом представлены доказательства осуществления перевозки граждан по тарифам, действующим у перевозчика и не превышающим тарифов, утвержденных Региональной службой по тарифам Ивановской области.
Расчет убытков судом проверен, признан правомерным. Размер убытков ответчиками не оспорен.
С учетом изложенного, Ивановская область в лице Департамента финансов Ивановской области обязана возместить индивидуальному предпринимателю убытки, возникшие в связи с предоставлением льгот гражданам, относящихся к категории льготников регионального регистра за период с 01.05.2010 по 28.02.2011, в сумме 57 564 рублей. Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации обязана возместить индивидуальному предпринимателю убытки, возникшие в связи с предоставлением льгот гражданам, относящихся к категории льготников федерального регистра за период с 01.05.2010 по 28.02.2011, в сумме 28 777 рублей.
Истцом заявлено требование о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в сумме 20 000 рублей.
20.05.2013 между предпринимателем Я. (Заказчик) и индивидуальным предпринимателем Н. (Исполнитель) заключен договор на оказание юридических услуг, по условиям которого Исполнитель принимает на себя обязательство оказать услуги по подготовке документов, составлению и подаче иска в Арбитражный суд Ивановской области о взыскании долга с Департамента финансов Ивановской области с привлечением комитета Ивановской области по транспорту, представительство в Арбитражном суде Ивановской области. Оплата услуг согласно п. 3.1. договора установлена в размере 20 000 рублей. Услуги оплачены в полном объеме, что подтверждается представленными в материалы дела квитанцией к приходно-кассовому ордеру № 6 от 20.05.2013.
В соответствии со ст. 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В соответствии со ст. 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде относятся, в том числе, и расходы на оплату услуг адвоката и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей).
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 3 информационного письма от 05.12.2007 № 121 "Обзор судебной практики по вопросам, связанным с распределением между сторонами судебных расходов на оплату услуг адвокатов и иных лиц, выступающих в качестве представителей в арбитражных судах" разъяснил, что лицо, требующее возмещения расходов на оплату услуг представителя, должно доказать их размер и факт выплаты, а другая сторона вправе доказывать их чрезмерность.
Доказательства, подтверждающие разумность расходов на оплату услуг представителя, должна представить сторона, требующая возмещения указанных расходов (статья 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При определении разумных пределов расходов на оплату услуг представителя могут приниматься во внимание, в частности: стоимость экономных транспортных услуг; время, которое мог бы затратить на подготовку материалов квалифицированный специалист; сложившаяся в регионе стоимость оплаты услуг адвокатов; имеющиеся сведения статистических органов о ценах на рынке юридических услуг; продолжительность рассмотрения и сложность дела (пункт 20 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 № 82 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации").
В соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь принципом разумности и соразмерности, соблюдая баланс между правами лиц, участвующих в деле, приняв во внимание обстоятельства дела, степень его сложности, объем выполненных работ, временных затрат представителя, суд считает разумным пределом судебных расходов истца по оплате услуг представителя сумму 15 000 рублей.
Государственная пошлина по делу составляет 3 453 рубля 64 копейки. В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате госпошлины подлежат отнесению на ответчика. При этом суд учитывает, что ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, но не освобожден от несения судебных расходов.
Руководствуясь статьями 167 - 171, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

Иск индивидуального предпринимателя Я. к Ивановской области в лице Департамента финансов Ивановской области, Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ о взыскании убытков, вызванных неисполнением обязанности по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей в сумме 86 341 рублей, - удовлетворить.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу индивидуального предпринимателя Я. 28 777 рублей в счет возмещения убытков и 6 150 рублей 50 копеек судебные расходы.
Взыскать с Департамента финансов Ивановской области за счет казны Ивановской области в пользу индивидуального предпринимателя Я. 57 564 рубля в счет возмещения убытков и 12 303 рубля 14 копеек судебные расходы.
Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Судья
Т.В.РОМАНОВА


------------------------------------------------------------------