Типы документов

Реклама

Партнеры

Распоряжение Департамента здравоохранения Ивановской обл. от 06.02.2013 N 75 "Об утверждении Положения о внутреннем и ведомственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности, осуществляемом на территории Ивановской области" Свод законодательства



ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 6 февраля 2013 г. № 75

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ВНУТРЕННЕМ И ВЕДОМСТВЕННОМ
КОНТРОЛЕ КАЧЕСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
ОСУЩЕСТВЛЯЕМОМ НА ТЕРРИТОРИИ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

В соответствии со статьями 89 и 90 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и в целях совершенствования контроля качества медицинской помощи населению Ивановской области, руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2012 № 1152 "Об утверждении Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности":

1. Утвердить Положение о внутреннем и ведомственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности, осуществляемом на территории Ивановской области (прилагается).

2. Главным врачам подведомственных медицинских организаций организовать внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности на основании рекомендаций Положения о внутреннем и ведомственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности, осуществляемом на территории Ивановской области.

3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя начальника Департамента А.В. Кукушкина.

Начальник Департамента
М.А.РАТМАНОВ





Утверждено
распоряжением
Департамента здравоохранения
Ивановской области
от 06.02.2013 № 75

ПОЛОЖЕНИЕ
О ВНУТРЕННЕМ И ВЕДОМСТВЕННОМ КОНТРОЛЕ КАЧЕСТВА
И БЕЗОПАСНОСТИ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОМ
НА ТЕРРИТОРИИ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о внутреннем и ведомственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности, осуществляемом на территории Ивановской области (далее - Положение), устанавливает организационные и методические принципы ведомственного и внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности в системе здравоохранения на территории Ивановской области и носит рекомендательный характер.
1.2. Настоящее Положение разработано в соответствии со следующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими порядок и условия оказания медицинской помощи:
- Конституцией Российской Федерации;
- Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
- постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2012 № 1152 "Об утверждении Положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности";
- приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.05.2012 № 502н "Об утверждении порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации";
- приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21.05.2002 № 154 "О ведении формы учета клинико-экспертной работы в лечебно-профилактических учреждениях";
- методическими рекомендациями "Учет, оценка и анализ клинико-экспертной деятельности лечебно-профилактических учреждений", утвержденными Минздравом РФ от 20.12.2002 № 2510/224-03-34.
1.3. Внутренний и ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется в целях обеспечения удовлетворенности пациента предоставленными медицинскими услугами, предотвращения дефектов оказания медицинской помощи и повышения качества оказываемой медицинской помощи.
1.4. В процессе достижения цели при осуществлении внутреннего и ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности решаются следующие задачи:
предупреждение, выявление и пресечение нарушения Департаментом здравоохранения Ивановской области (далее - Департамент), а также осуществляющими медицинскую и фармацевтическую деятельность организациями и индивидуальными предпринимателями требований к обеспечению качества и безопасности медицинской деятельности, установленных законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан (далее - обязательные требования), и принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения обязательных требований.
1.5. Ведомственный контроль производится путем осуществления лицензирования медицинской деятельности в соответствии с Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 № 291.
1.6. К отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля, организацией и проведением проверок соответствующих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
1.7. Ведомственный контроль осуществляется посредством плановых и внеплановых документарных и (или) выездных проверок в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

2. Основные термины и понятия,
используемые в настоящем Положении

2.1. Медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
2.2. Медицинская услуга - медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
2.3. Медицинское вмешательство - выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности.
2.4. Медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
2.5. Дефект оказания медицинской помощи - несоответствие медицинской помощи состоянию здоровья пациента, обязательным требованиям, предусмотренным федеральными законами, ведомственными нормативными актами, инструкциями по медицинскому применению лекарственных средств и изделий медицинского назначения, разрешенным к применению технологиям оказания медицинской помощи. Термин применим к конкретному случаю оказания медицинской помощи.
2.6. Качество медицинской помощи (далее - КМП) - совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата.

2.5. Экспертиза качества медицинской помощи - выявление нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценка своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата.
2.6. Экспертное заключение - заключение, сделанное экспертом по результатам экспертизы качества медицинской помощи и зафиксированное в соответствии с требованиями настоящего распоряжения и действующего законодательства.
2.7. Контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется в формах государственного, ведомственного и внутреннего контроля путем:
- соблюдения требований к осуществлению медицинской деятельности, установленных законодательством Российской Федерации;
- определения показателей качества деятельности медицинских организаций;
- соблюдения объема, сроков и условий оказания медицинской помощи, контроля качества медицинской помощи фондами обязательного медицинского страхования и страховыми медицинскими организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании;
- создания системы оценки деятельности медицинских работников, участвующих в оказании медицинских услуг;
- создания информационных систем в сфере здравоохранения, обеспечивающих в том числе персонифицированный учет при осуществлении медицинской деятельности.
2.8. Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется медицинскими организациями в порядке, установленном руководителями данных организаций.
2.9. Ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется Департаментом в подведомственных организациях.
2.10. Государственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется Департаментом в соответствии с полномочиями.


3. Субъекты и объекты внутреннего и ведомственного контроля
качества и медицинской деятельности, осуществляемого
на территории Ивановской области

3.1. Субъектами внутреннего и ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, осуществляемого на территории Ивановской области (далее - КБМД), являются должностные лица медицинских организаций, врачебные комиссии, специалисты Департамента, действующие в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими данный вид работы.
3.2. Объектами внутреннего и ведомственного контроля КБМД являются:
- качество отдельных медицинских услуг, изучаемое по первичной медицинской документации, при необходимости может быть проведена очная экспертиза качества оказания медицинской помощи;
- соблюдение медицинскими работниками, руководителями медицинских организаций, фармацевтическими работниками и руководителями аптечных организаций ограничений, применяемых к ним при осуществлении профессиональной деятельности.

4. Организация внутреннего контроля качества
и безопасности медицинской помощи

4.1. Внутренний контроль КБМП в медицинской организации организуется на трех экспертных уровнях.
4.1.1. Заведующий отделением осуществляет контроль КБМП на первом уровне в соответствии с приказом руководителя медицинской организации и должностной инструкцией.
Заведующий стационарным отделением в течение месяца обязан провести контроль всех законченных случаев лечения, используя очный и ретроспективный анализ каждого случая, и оформить результаты не менее 30%.
Заведующий амбулаторно-поликлиническим отделением в течение месяца обязан провести контроль не менее 30% законченных и 10% незаконченных случаев, в том числе случаев выписки лекарственных средств льготным категориям граждан.
Заведующие стационарными и амбулаторно-поликлиническими отделениями, оказывающими медицинскую помощь женщинам в период беременности, родов и послеродовый период, обязаны провести контроль не менее 50% случаев оказанной медицинской помощи данной категории пациентов ежемесячно с оформлением 15%.
Выявленные недостатки в оказании медицинской помощи анализируются и докладываются с предложениями в виде служебных записок ежемесячно курирующему заместителю главного врача (при отсутствии - главному врачу) для принятия управленческого решения.
4.1.2. Заместитель руководителя медицинской организации по медицинской части (клинико-экспертной работе, иные заместители, определенные руководителем организации) осуществляет контроль КБМП на втором уровне контроля в соответствии с приказом руководителя медицинской организации и должностной инструкцией. Заместитель руководителя медицинской организации проводит контроль не менее 30 экспертиз законченных случаев в течение квартала.
4.1.3. Врачебная комиссия осуществляет контроль КБМП на третьем уровне.
При осуществлении контроля качества оказанной медицинской помощи врачебная комиссия:
- проводит проверку КБМП в медицинской организации, в том числе оценку деятельности отделений и подразделений, проводит целевые экспертизы, количество которых определяется приказом руководителя медицинской организации с учетом принципов статистической достоверности в соответствии с утвержденными функциями врачебной комиссии;
- рассматривает обращения физических и юридических лиц по вопросам КБМП;
- по запросам Департамента направляет решение врачебной комиссии по разбору случаев оказания медицинской помощи в Департамент для проведения ведомственной проверки качества и безопасности медицинской деятельности должностными лицами.
Каждое заседание врачебной комиссии оформляется Протоколом установленной формы.
Врачебная комиссия проводит ежеквартальный анализ качества оказанной медицинской помощи и докладывает руководителю его результаты с предложениями по оптимизации работы.
Информация по результатам контроля качества оказанной медицинской помощи, в соответствии с Приложением 2 (не приводится) к настоящему Положению, предоставляется подведомственными медицинскими организациями в Департамент.
4.1.4. Должностным лицом (лицами), определенным(и) распоряжением руководителя медицинской организации, осуществляется:
- контроль соблюдения в медицинской организации безопасных условий труда, требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации (уничтожению);
- контроль соблюдения медицинскими работниками, руководителями медицинских организаций, фармацевтическими работниками и руководителями аптечных организаций ограничений, применяемых к ним при осуществлении профессиональной деятельности.
Кратность проведения проверок, порядок оформления результатов и предоставления информации руководителю определяются распоряжением руководителя медицинской организации.
4.2. Методика проведения контроля качества и безопасности медицинской помощи в медицинской организации.
4.2.1. Методом контроля КБМП является экспертиза случаев оказания медицинской помощи с количественной оценкой выявленных случаев нарушений по отдельным врачам, группам заболеваний, отделениям, организации в целом, с указанием выявленных дефектов при:
- постановке диагноза;
- проведении диагностических мероприятий;
- назначении лечебных мероприятий;
- оценке конечного результата при оказании медицинской помощи;
- оформлении первичной медицинской документации;
- проведении экспертной работы.
4.2.2. При оценке постановки диагноза учитывается:
- своевременность постановки клинического диагноза;
- соответствие установленного диагноза общепринятой клинической классификации с указанием стадии заболевания, характера течения, имеющихся функциональных нарушений;
- соответствие установленного диагноза клинико-диагностическим данным.
4.2.3. При оценке проведения диагностических мероприятий учитывается:
- соответствие назначенных и проведенных диагностических мероприятий состоянию здоровья пациента, Порядкам, Протоколам ведения больных, принятым методикам;
- обоснованность назначения и проведения диагностических мероприятий, не входящих в Протоколы оказания медицинской помощи;
- своевременность проведения диагностических исследований.
4.2.4. При оценке назначения лечебных мероприятий (лекарственной терапии, ФТЛ и т.д.) учитывается:
- назначение лечебных мероприятий в соответствии с состоянием здоровья пациента, Протоколами оказания медицинской помощи при лечении основного заболевания, его осложнений, а также сопутствующего заболевания в случае, если оно является неблагоприятным фоном для течения основного заболевания или влияет на развитие осложнений;
- своевременность назначения лечебных мероприятий, при необходимости - своевременная их коррекция;
- наличие в записях лечащего врача оценки эффективности проводимых мероприятий;
- наличие в записях врача названия лекарственного препарата на латинском языке, дозы, способа и кратности введения, даты отмены.
4.2.5. При оценке конечного результата лечения учитывается:
- динамика клинической симптоматики;
- достоверность и адекватность оценки лечащим врачом клинического и трудового прогноза;
- влияние несвоевременно установленного диагноза и непроведенных необходимых лечебно-диагностических мероприятий на исход заболевания.
4.2.6. При оценке соответствия оказанной медицинской помощи Порядкам оказания медицинской помощи учитывается:
- наличие материально-технической базы, кадрового потенциала, позволяющего оказать медицинскую помощь в соответствии с соответствующим Порядком;
- соответствие (несоответствие) оказанной медицинской помощи установленному Порядку с указанием конкретных дефектов (несвоевременность, отсутствие регламентированных консультаций специалистов, обследований, несоблюдение этапности и т.д.).
4.2.7. Проводится оценка адекватности примененной разрешенной медицинской технологии, правильности выбранной методики при проведении оперативного вмешательства, анестезиологического пособия.
4.2.8. Проводится оценка соблюдения прав пациента, регламентированных действующими нормативными документами (информированное добровольное согласие, конфиденциальность информации и т.д.).
4.2.9. При оценке оформления первичной медицинской документации учитывается соответствие требованиям нормативных документов, регламентирующих порядок оформления медицинской документации.
4.2.10. Оценка экспертизы временной нетрудоспособности проводится в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
4.2.11. Результаты контроля качества и безопасности медицинской помощи анализируются на всех уровнях контроля.
На первом уровне контроля ежемесячно проводится анализ количества, характера выявленных дефектов, их структуры и влияния на исход заболевания, их причин по отдельным врачам, нозологическим единицам.
На втором уровне контроля, с учетом данных контроля на первом уровне, ежеквартально и ежегодно проводится анализ:
- количества, характера выявленных дефектов, их структуры и влияния на исход заболевания, причин дефектов по отдельным врачам, нозологическим единицам, отделениям (подразделениям);
- динамики числа и структуры дефектов по подразделениям.
Проводится изучение удовлетворенности пациентов оказанной медицинской помощью методом социологического опроса (Приложение 1).
На третьем уровне контроля ежеквартально и ежегодно проводится анализ:
- конечных показателей работы медицинской организации по сравнению со средними областными показателями, показателями по РФ (основные показатели здоровья населения и деятельности учреждения здравоохранения);
- влияния выявленных дефектов на развитие медицинской организации (нерациональное и неэффективное использование ресурсов медицинского учреждения).
4.2.12. Разрабатываются предложения о необходимых мерах оптимизации качества оказываемой медицинской помощи.
На первом уровне контроля, по результатам анализа дефектов, разрабатываются показатели качества и эффективности медицинской помощи по отдельным категориям пациентов, нозологическим единицам, в соответствии с которыми на второй уровень контроля подаются предложения по оптимизации процесса оказания медицинской помощи.
На втором уровне контроля ежеквартально и ежегодно обобщенные результаты контроля и предложения по оптимизации работы по подразделениям подаются руководителю медицинской организации в виде служебной аналитической записки.
На третьем уровне контроля ежеквартально и ежегодно результаты контроля и предложения по оптимизации работы по медицинской организации подаются руководителю медицинской организации в виде служебной аналитической записки.
4.2.13. Руководителем медицинской организации по результатам служебных аналитических записок принимаются управленческие решения, которые фиксируются в приказах, положениях, инструкциях, протоколах врачебных конференций либо в иной документации в соответствии с утвержденным Положением о контроле качества медицинской помощи в медицинской организации.
4.2.14. Контроль реализации управленческого решения возлагается на должностное лицо в соответствии с принятым Положением о контроле качества медицинской помощи в медицинской организации.
4.2.15. На всех уровнях контроля качества медицинской помощи в первую очередь осуществляется контроль случаев, подлежащих обязательному контролю. Прочие случаи оказания медицинской помощи должны иметь одинаковую возможность быть подвергнутыми экспертной оценке, что обеспечивается использованием статистического метода случайной выборки.
4.2.16. При наличии по данным контроля на первой ступени негативных тенденций на втором и третьем уровне контроля возможно проведение целевых проверок качества оказания медицинской помощи (по отдельным нозологическим единицам, врачам, отделениям, льготному лекарственному обеспечению и т.д.).

5. Случаи, подлежащие обязательному внутреннему контролю
качества медицинской помощи

5.1. Обязательному внутреннему контролю качества медицинской помощи подлежат:
- случаи летальных исходов;
- случаи первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста;
- случаи развития внутрибольничных инфекций;
- случаи повторной госпитализации по поводу одного и того же заболевания в течение 90 дней со дня завершения лечения в стационаре;
- случаи заболеваний с удлиненными или укороченными (свыше 30%) сроками лечения в соответствии с Протоколами ведения больных;
- случаи досрочного возврата призывников из армии по состоянию здоровья по запросам военных комиссариатов;
- случаи с расхождением диагнозов;
- случаи с длительной или стойкой утратой трудоспособности;
- пропущенные случаи онкологических заболеваний и туберкулеза;
- случаи ятрогений, в том числе ятрогенного инфицирования ВИЧ;
- случаи осложнений, возникших у беременных женщин и родильниц во время беременности, родов и в послеродовом периоде;
- случаи, сопровождающиеся жалобами пациентов или их законных представителей;
- иные нормативно определенные случаи.
5.2. При обращениях граждан по вопросам оказания медицинской помощи должностным лицом (лицами), определенным приказом руководителя медицинской организации, заполняется Журнал обращений граждан, где необходимо предусмотреть графы: дата обращения, Ф.И.О. гражданина, поставленные вопросы, принятые меры, роспись должностного лица.

6. Особенности контроля назначения и выписывания
лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения
и специализированных продуктов лечебного питания

6.1. Задачей контроля обоснованности назначения и правил выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания является контроль соблюдения требований действующего законодательства по данному виду работы.
6.2. Контроль обоснованности назначения и правил выписывания лекарственных препаратов осуществляется в соответствии с распоряжением руководителя медицинской организации о назначении ответственного за данный вид работы лица (лиц) и утвержденным в организации Положением, регламентирующим данный вид работы.
6.3. Обязательному контролю на первом уровне подлежат 10 - 15% случаев выписки льготных рецептов ежемесячно.
Обязательному контролю на втором уровне подлежат 10 - 15% случаев выписки льготных рецептов ежеквартально и 100% всех претензий граждан по вопросам лекарственного обеспечения.
6.4. Обязательному контролю на третьем уровне (врачебная комиссия) подлежат случаи назначения гражданам лекарственных препаратов:
а) разрешенных к медицинскому применению при оказании стационарной медицинской помощи, но не входящих в Протоколы ведения больных и территориальный Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, необходимых для оказания стационарной, стационарозамещающей (за исключением стационаров на дому) и скорой медицинской помощи населению Ивановской области, применяемых в рамках Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам медицинской помощи в Ивановской области;
б) при оказании амбулаторно-поликлинической помощи гражданам, имеющим право на получение лекарственных препаратов бесплатно и со скидкой при назначении пяти и более лекарственных препаратов одномоментно и свыше десяти в течение одного месяца;
в) при оказании амбулаторно-поликлинической помощи и назначении специальных препаратов при отсутствии врачей-специалистов:
- наркотических и противоопухолевых препаратов (онкологическим/гематологическим больным) при отсутствии рекомендаций онколога и/или гематолога, нефролога, ревматолога и др.;
- иммуномодуляторов - при отсутствии рекомендаций гематолога и/или онколога (после проведения лучевой и/или химиотерапии, пересадки костного мозга), иммунолога (больным СПИДом или другими тяжелыми нарушениями иммунитета), трансплантолога (после пересадки органов и тканей), ревматолога, иных специалистов;
- противотуберкулезных - при отсутствии рекомендаций фтизиатра;
- противодиабетических и прочих лекарственных средств, влияющих на эндокринную систему - при отсутствии рекомендаций эндокринолога.
6.5. При осуществлении контроля качества лекарственного обеспечения проверяется:
- качество ведения учетной документации в соответствии с требованиями приказа Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 № 255 "О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг" - медицинской карты амбулаторного больного (ф. 025/у-04), истории развития ребенка (ф. 112/у), паспорта врачебного участка граждан, имеющих право на получение набора социальных услуг (ф. 030-П/у), сведений о лекарственных препаратах, выписанных и отпущенных гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг (ф. 030-Р/у);
- хранение и выдача рецептурных бланков;
- качество и своевременность определения потребности в необходимых лекарственных препаратах, выписываемых врачами (фельдшерами);
- соответствие назначенного лечения: Протоколам ведения больных, Перечню лекарственных препаратов, отпускаемых отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, утвержденному Министерством здравоохранения Российской Федерации, Перечню лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых бесплатно при амбулаторном лечении населению Ивановской области;
- количество одновременно выписываемых лекарственных препаратов и фармако-экономическая обоснованность их назначений;
- соответствие правил назначения и выписки лекарственных средств требованиям приказа Минздравсоцразвития России от 12.02.2007 № 110 "О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания", требованиям иных действующих нормативных актов, регламентирующих данный вид работы;
- обоснованность выписки лекарственных препаратов, назначенных вне Протоколов ведения больных и/или вне Перечня лекарственных препаратов, отпускаемых отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи, вне Перечня лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых бесплатно при амбулаторном лечении населению Ивановской области, при нетипичном течении болезни, наличии осложнений основного заболевания и/или сочетанных заболеваний, при назначении опасных комбинаций лекарственных средств, а также индивидуальной непереносимости лекарственных средств;
- выполнение правил синонимической замены при назначении лекарственных препаратов в случаях отсутствия в аптечном учреждении (организации) лекарственных препаратов, включенных в Протоколы ведения больных.

7. Ведомственный контроль качества и безопасности
медицинской деятельности

7.1. С целью повышения качества оказываемой медицинской помощи Департаментом здравоохранения Ивановской области (далее - Департамент) в подведомственных медицинских организациях осуществляется ведомственный контроль качества и безопасности медицинской деятельности.
7.2. Задачами Департамента при осуществлении ведомственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности являются:
- координация деятельности медицинских организаций в вопросах контроля качества и безопасности медицинской деятельности;
- методическое обеспечение деятельности по контролю качества и безопасности медицинской деятельности;
- анализ дефектов оказания медицинской помощи, врачебных ошибок, условий труда, порядка использования медицинских изделий, соблюдения медицинскими работниками ограничений, иных факторов и их причин, оказавших негативное воздействие и повлекших за собой снижение качества и безопасности медицинской помощи;
- подготовка рекомендаций, способствующих повышению качества и эффективности медицинской помощи, направленных на предупреждение дефектов в работе, врачебных ошибок.
7.3. Ведомственный контроль КБМП осуществляется посредством:
- проведения проверок соблюдения медицинскими организациями Порядков оказания медицинской помощи и Протоколов ведения больных;
- проведения проверок соблюдения медицинскими организациями безопасных условий труда, требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации;
- проведения проверок соблюдения медицинскими работниками, руководителями медицинских организаций, фармацевтическими работниками и руководителями аптечных организаций ограничений, применяемых к ним при осуществлении профессиональной деятельности.
7.4. Ведомственный контроль КБМП осуществляется в соответствии с указанной в подпункте 2 пункта 4 методикой.
Проверка соблюдения медицинскими организациями безопасных условий труда, требований по безопасному применению и эксплуатации медицинских изделий и их утилизации, соблюдения медицинскими работниками и руководителями медицинских организаций ограничений при осуществлении профессиональной деятельности проводится в соответствии с порядком, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
7.5. Ведомственный контроль КБМП осуществляется в формах:
- проверки организации контроля КБМП в медицинских организациях и его эффективности, в том числе и по предоставляемым ежеквартально из медицинских организаций отчетам;
- проверки соблюдения выполнения нормативных правовых актов Российской Федерации и Ивановской области, регламентирующих вопросы контроля качества и безопасности медицинской деятельности, проводимой при осуществлении:
- плановых проверок КБМП в подведомственных медицинских организациях;
- внеплановых проверок КБМП в случаях обращений физических и юридических лиц по вопросам ненадлежащего качества оказания медицинской помощи в подведомственных медицинских организациях;
- целевых внеплановых проверок в подведомственных медицинских организациях по распоряжению Департамента здравоохранения Ивановской области.
7.6. По результатам мероприятий по контролю должностным лицом (лицами) Департамента, осуществляющим проверку, составляется Акт проверки.
7.7. Результаты проведения плановых и целевых проверок обоснованности и правил назначения гражданам лекарственных препаратов оформляются в виде Акта произвольной формы.
7.8. Информация о результатах проверок ежеквартально представляется начальнику Департамента.
7.9. Информация о результатах проверок с анализом причин выявленных дефектов ежеквартально доводится до руководителей медицинских организаций.

8. Полномочия должностных лиц Департамента
при проведении проверок

8.1. При проведении соответствующих проверок должностные лица Департамента при предъявлении ими служебных удостоверений и приказа начальника Департамента или его заместителя о проведении проверки имеют право:
а) запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решения по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента;
б) привлекать в установленном порядке для проработки вопросов в сфере охраны здоровья граждан научные и иные организации, ученых и специалистов;
в) беспрепятственно получать доступ на территорию проверяемых организаций или индивидуальных предпринимателей либо в используемые ими при осуществлении медицинской (фармацевтической) деятельности здания, строения, сооружения и помещения, а также к используемым ими оборудованию, подобным объектам и транспортным средствам. При воспрепятствовании доступу должностных лиц, проводящих проверку, на территорию или в помещение проверяемых организаций и индивидуальных предпринимателей этими должностными лицами составляется соответствующий акт;
г) осуществлять с оформлением соответствующих протоколов отбор проб и образцов материалов и организовывать проведение необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, в том числе экспертиз качества медицинской помощи;

д) снимать копии с документов, необходимых для проведения государственного контроля, в установленном законодательством, а также производить в необходимых случаях фото- и видеосъемку при осуществлении осмотра и обследования;
е) применять предусмотренные законодательством меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушения обязательных требований в соответствии с установленными полномочиями органа государственного контроля;
ж) давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к компетенции органа государственного контроля.
17. По результатам проверки Департаментом составляется соответствующий акт. Департамент размещает на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" решения и предписания, принятые в процессе осуществления государственного контроля и затрагивающие интересы неопределенного круга лиц.
18. Решения и действия (бездействие) должностных лиц Департамента могут быть обжалованы в порядке, установленном действующим законодательством.





Приложение 1
к распоряжению
Департамента здравоохранения
Ивановской области
от 06.02.2013 № 75

Анкета
для определения удовлетворенности граждан
оказанной медицинской помощью

Уважаемый пациент!

В соответствии с законодательством граждане России имеют право на бесплатную медицинскую помощь надлежащего качества и в объеме, гарантированном Территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам медицинской помощи в Ивановской области. Обеспечение этих гарантий является важнейшей задачей здравоохранения. Просим Вас принять участие в социологическом опросе, который поможет в выработке управленческих решений для дальнейшего улучшения медицинского обслуживания.


Наименование учреждения, подразделения

Дата исследования



Вопрос Варианты ответов

1. Удовлетворяет ли Вас качество 1) Да, удовлетворяет
медицинской помощи, оказываемой в лечебном 2) Удовлетворяет частично
учреждении? 3) Не удовлетворяет

2. Что Вас не удовлетворяет? 1) Организация приема в
поликлинике
2) Организация медпомощи в
стационаре
3) Сестринская помощь и уход
за пациентом в стационаре
4) Режим работы
медорганизации
5) Недоступность специалистов
6) Отсутствие необходимого
оборудования
7) Отсутствие современного
оборудования
8) Отношение к пациентам
медперсонала
9) Иное

3. Как Вы оцениваете отношение к больным 1) Хорошее
медицинского персонала? 2) Удовлетворительное
3) Неудовлетворительное

4. Приходилось ли Вам во время последнего 1) Да (перечислите, какие)
пребывания в стационаре приобретать за свой 2) Нет
счет лекарственные средства?

5. Причина приобретения лекарственных 1) Назначение лечащего врача
средств 2) Собственная инициатива
3) Советы
родственников/знакомых

6. Обращались ли Вы в страховую компанию с 1) Да
заявлением о возмещении денежных средств за 2) Нет
приобретенные лекарства во время пребывания
в стационаре?

7. Как Вы оцениваете качество питания в 1) Хорошее
стационаре медицинского учреждения? 2) Удовлетворительное
3) Неудовлетворительное

8. Как Вы оцениваете санитарное состояние в 1) Хорошее
палатах и отделениях? 2) Удовлетворительное
3) Неудовлетворительное

9. Приходилось ли Вам оплачивать 1) Да
медицинские услуги, находясь на лечении? 2) Нет

10. Если "да", то Вы производили оплату 1) Через кассу ЛПУ
2) Наличными средствами
врачу/медсестре

11. Приходилось ли Вам жаловаться на 1) Да
медицинское обслуживание? 2) Нет

12. Были ли приняты эффективные меры в 1) Да
результате Вашей жалобы? 2) Нет
3) Частично приняты

13. Как Вы оцениваете свое здоровье в 1) Здоровы (болеете до 3 раз
целом? в год, хронических
заболеваний нет)
2) Болеете часто (3 и более
раз в год, хронических
заболеваний нет)
3) Имеете хроническое
заболевание

14. Часто ли Вам приходится обращаться за 1) Один раз в год
помощью в медицинские учреждения? 2) Два раза в год
3) Три и более раз в год

15. Как Вы оцените доступность оказываемых 1) Минимальная
Вам медицинских услуг в данном учреждении в 2) Средняя
настоящий момент (свободный доступ, не 3) Максимальная
зависящий от географических, экономических,
социальных, организационных,
психологических барьеров)?

16. Как Вы оцените результативность 1) Улучшение
полученного Вами лечения в данном ЛПУ в 2) Ухудшение
настоящий момент (достижение изменений в 3) Без перемен
состоянии здоровья)?

17. Как Вы оцениваете компетентность 1) Низкая
медработников, проводивших Вам лечение? 2) Средняя
3) Высокая

18. Какие свойства, качества медицинской 1) Доступность
помощи, по Вашему мнению, необходимо 2) Результативность
совершенствовать? 3) Безопасность
4) Компетентность
медперсонала
5) Этика медицинского
персонала
6) Иное

Сведения о себе: 1) Мужской
1. Пол 2) Женский

2. Возраст _________ лет

3. Место жительства 1) Город
2) Село

4. Социальный статус 1) Неработающий пенсионер
2) Служащий
3) Рабочий
4) Студент, учащийся
5) Безработный
6) Другое


БЛАГОДАРИМ ЗА ПОМОЩЬ!


------------------------------------------------------------------