Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Ивановского арбитражного суда от 31.01.2013 по делу N А-17-6450/2012 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими тарифов для населения, предприятий, организаций по МУП "Писцовское ЖКХ", утв. решением Совета Писцовского сельского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области от 31.10.2008 N 204б> Свод законодательства



АРБИТРАЖНЫЙ СУД ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 31 января 2013 г. по делу № А-17-6450/2012

г. Иваново

Резолютивная часть решения объявлена 29 января 2013 года. Полный текст решения изготовлен 31 января 2013 года.
Арбитражный суд Ивановской области в составе председательствующего Тимошкина К.А., судей Герасимова В.Д. и Кочешковой М.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Г.Т.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению
Муниципального унитарного предприятия "Писцовское жилищно-коммунальное хозяйство" (ОГРН: 1023701624781; ИНН: 3714005200)
к Совету Писцовского сельского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области (ОГРН 1073704000281, ИНН 3714486543)
о признании недействующим Приложения № 3 по установлению тарифов на водоснабжение в размере 16,51 рубль с НДС, водоотведение в размере 25,12 рублей с НДС и водоснабжение СПК "Колос" в размере 27,34 рубля с НДС, утвержденное п. 2 решения Совета Писцовского сельского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области № 204б от 31.10.2008 года "Об утверждении нормативов потребления теплоэнергии на отопление, расходования воды для хозяйственно-питьевых нужд и тарифов на коммунально-бытовые услуги, предоставляемые МУП "Писцовское ЖКХ";
при участии в судебном заседании:
от МУП "Писцовское ЖКХ" - Ч.С.С. по доверенности от 25.02.2012 года;
от Совета Писцовского сельского поселения - Г.Т.Н. глава Поселения на основании решения № 231 от 20.02.2009 года и Е.Н.Г. представитель по доверенности от 11.01.2013 года;

установил:

в Арбитражный суд Ивановской области обратилось Муниципальное унитарное предприятие "Комсомольское жилищно-коммунальное хозяйство" с заявлением к Писцовскому сельскому поселению Комсомольского муниципального района Ивановской области в лице Совета Писцовского сельского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области (ОГРН: 1073704000281; ИНН: 3714486543) о признании недействующим пункта 2 Решения Совета Писцовского сельского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области № 204б от 31.10.2008 г. "Об утверждении нормативов потребления теплоэнергии на отопление, расходования воды для хозяйственно-питьевых нужд и тарифов на коммунально-бытовые услуги, предоставляемые МУП "Писцовское ЖКХ", касающийся установления тарифов на холодную воду и водоотведение для МУП "Писцовское ЖКХ".
До принятия заявления к производству заявитель уточнил свое наименование - МУП "Писцовское жилищно-коммунальное хозяйство" (далее заявитель, МУП "Писцовское ЖКХ"), а также орган, чье Постановление оспаривается. В связи с чем, МУП "Писцовское ЖКХ" просило суд считать заинтересованным лицом по делу - Совет Писцовского сельского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области.
В ходе предварительного судебного заседания, в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представитель МУП "Писцовское ЖКХ" уточнил предмет заявленных требований, а именно просил суд признать недействующим Приложение № 3 по установлению тарифов на водоснабжение в размере 16,51 рубль с НДС, водоотведение в размере 25,12 рублей с НДС и водоснабжение СПК "Колос" в размере 27,34 рубля с НДС, утвержденное п. 2 решения Совета Писцовского сельского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области № 204б от 31.10.2008 года "Об утверждении нормативов потребления теплоэнергии на отопление, расходования воды для хозяйственно-питьевых нужд и тарифов на коммунально-бытовые услуги, предоставляемые МУП "Писцовское ЖКХ".
В обосновании заявленных требований МУП "Писцовское ЖКХ" привело следующие доводы.

По мнению МУП "Писцовское ЖКХ", при установлении спорных тарифов, Совет Писцовского Сельского поселения нарушил п. 1 ч. 2 ст. 1, статью 3, п. 7 ч. 2 ст. 5, пункты 4 и 4.1 ч. 1 ст. 7, ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 210-ФЗ от 30.12.2004 года "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" в части нарушения принципа полного возмещения затрат организаций коммунального комплекса. Также, по мнению заявителя, нарушен п. 2 Постановления Правительства РФ № 520.
Установленные тарифы на водоснабжение и водоотведение для потребителей МУП "Писцовское ЖКХ", являются экономически необоснованными и не обеспечивают полного возмещения затрат заявителя, связанных с реализацией производственной программы. Установление экономически не обоснованных тарифов нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку МУП "Писцовское ЖКХ" не только не получило прибыли, но и понесло убытки от оказания услуг по поставке коммунальных ресурсов населению с. Писцово, что подтверждается результатами экспертизы, проведенной по делу № А17-6421/2010.
Совет Писцовского сельского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области с требованиями МУП "Писцовское ЖКХ" не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве и дополнении к нему. Административным органом пояснено, что оспариваемое решение принято в соответствии с п. 2 ст. 1, п. 1 и п. 2 ст. 2, подп. 6, 7 ч. 2 ст. 5, п. 7 ст. 5 Федерального Закона № 210-ФЗ. Советом Писцовского сельского поселения тарифы установлены исходя из предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса, оказывающей услуги в сфере водоснабжения и водоотведения, установленных Постановлением РСТ по Ивановской области от 30.09.2008 года № 157. Для Комсомольского муниципального района Ивановской области, куда входит Писцовское сельское поселение на 2009 год установлен предельный максимальный индекс в размере 113,1%.
Решением № 204б от 21.10.2008 года, Совет Писцовского сельского поселения увеличил тариф на водоснабжение на 113,1% по сравнению с тарифом действующим в 2008 году, утвержденному решением Совета Писцовского сельского поселения № 141 от 27.11.2007 года "Об утверждении тарифов и нормативов на коммунальные услуги на 2008 год в Писцовском сельском поселении".
Согласно письма РСТ по Ивановской области от 16.01.2013 года № 5-0070, тарифы в целом по Комсомольскому району Ивановской области не превышают предельные индексы максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, установленные постановлением РСТ Ивановской области от 30.09.2008 года № 157.
В связи с чем, Совет Писцовского сельского поселения считает требования заявителя необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Заявление МУП "Писцовское ЖКХ" рассмотрено Арбитражным судом Ивановской области в соответствии с требованиями, предусмотренными ст. ст. 191 - 196 АПК РФ.
Совет Писцовского сельского поселения Комсомольского муниципального района (сокращенное наименование Совет Писцовского сельского поселения) является юридическим лицом, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица от 14.05.2007 года, ОГРН 1073704000281.
Территория Писцовского сельского поселения входит в состав территории Комсомольского муниципального района, согласно п. 3 ст. 3 Приложения к решению Совета Писцовского сельского поселения № 271 от 13.07.2009 года.
31.10.2008 года Советом Писцовского сельского поселения принято Решение № 204б "Об утверждении нормативов потребления теплоэнергии на отопление, расходования воды для хоз.-питьевых нужд и тарифов на коммунально-бытовые услуги, предоставляемые МУП "Писцовское ЖКХ". Решение было опубликовано в региональной газете "Заря" № 89(9218) от 21.11.2008 года.

Согласно приложения № 1 к оспариваемому решению, установлены следующие тарифы для населения, предприятий, организаций для МУП "Писцовское ЖКХ":
1. Водоснабжение с. Писцово - 16,51 рубль за м куб. с НДС;
2. Водоотведение с. Писцово - 25,12 рублей за 1 м куб. с НДС;
3. Водоснабжение СПК "Колос" (в тексте оспариваемого постановления ошибочно указано СПК "Михеевский". Данное обстоятельство установлено судом и подтверждается лицами участвующими в деле, зафиксированном в протоколе судебного заседания от 17.01.2013 года) - 27,34 рубля за 1 м куб. с НДС.
Посчитав размер установленных тарифов для МУП "Писцовское ЖКХ" экономически необоснованными, заявитель оспорил указанное выше Решение № 204б от 31.10.2008 года в арбитражный суд Ивановской области.
Решением № 204б в оспариваемой части установлены тарифы на водоотведение и водоснабжение, оказываемые Предприятием, для неограниченного круга лиц. Данное постановление рассчитано на неоднократное применение и действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения по оказанию указанных услуг.
Таким образом, Решение № 204 является нормативным правовым актом, принятым органом местного самоуправления.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, предусмотренных законом, нормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, может быть признан судом недействительным.
Согласно ч. 1 ст. 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, решение может быть признано недействующим, если оно нарушает вышестоящую норму права, права и законные интересы лица обратившегося в суд с соответствующим заявлением.
В соответствии с ч. 4 ст. 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
В соответствии с пунктами 1, 2 ч. 2 ст. 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд принимает одно из решений:
- о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу;
- о признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части.
В соответствии с общими принципами регулирования тарифов и надбавок, закрепленными в части 1 статьи 3 Федерального закона № 210-ФЗ от 30.12.2004 г. "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее Федеральный закон № 210-ФЗ), являются, в том числе, достижение баланса интересов потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса; установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ; полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных и инвестиционных программ.
В соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 4 Закона № 210-ФЗ (в редакции действующей на момент принятия оспариваемого акта) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, указанных в части 5 настоящей статьи, устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок для соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом утвержденных представительными органами местного самоуправления инвестиционных программ организаций коммунального комплекса.
Пунктом 7 части второй статьи 5 Закона № 210-ФЗ (в редакции действующей на момент принятия оспариваемого решения) предусмотрено, что органы местного самоуправления осуществляют следующие полномочия в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона № 210-ФЗ регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов.
В силу пункта 20 статьи 2 Закона № 210-ФЗ предельные индексы - это устанавливаемые в среднем по субъектам Российской Федерации и (или) в среднем по муниципальным образованиям на очередной финансовый год, если иной срок не установлен федеральным законом или решением Правительства Российской Федерации, выраженные в процентах индексы максимально и минимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, действующих на конец предыдущего периода регулирования.
Согласно п. 52 Постановления Правительства РФ от 14.07.2008 года № 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" предельные индексы, установленные по субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, отражают допустимое изменение тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, рассчитанных с учетом надбавок к тарифам, на каждый финансовый год в течение периода действия тарифов в среднем по субъектам Российской Федерации или по муниципальным образованиям.

Постановлением РСТ Ивановской области от 31.10.2008 года № 157 "Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса по муниципальным образованиям Ивановской области на 2009 год" установлен предельный индекс изменения тарифов на водоснабжение и на водоотведение для Комсомольского городского поселения в размере 113,1%.
Решением № 141 от 27.11.2007 года "Об утверждении тарифов и нормативов на коммунальные услуги на 2008 год в Писцовском сельском поселении" были утверждены следующие тарифы:
- водоснабжение - 14,60 рублей за м куб. с НДС для всех групп потребителей;
- водоотведение - 21,33 рубля за м куб. с НДС для населения и 22,21 рубль за м куб. с НДС для организаций и предприятий;
- водоснабжение для СПК "Колос" 24,17 рублей за м куб. с НДС для всех групп потребителей
Таким образом, с учетом установленного РСТ Ивановской области предельного индекса - 113,1%, тариф на 2009 год должен быть установлен в следующих размерах:
- водоснабжение - 16,51 рубль за м куб. с НДС для всех групп потребителей;
- водоотведение - 25,12 рублей за м куб. с НДС для всех групп потребителей;
- водоснабжение для СПК "Колос" 27,34 рублей за м куб. с НДС для всех групп потребителей.
Как видно из представленного выше расчета, решением Совета Писцовского сельского поселения № 204б от 31.10.2008 года на 2009 год, тарифы установлены в максимальном возможном размере по сравнению с 2008 годом, в соответствии с Постановлением РСТ Ивановской области от 31.10.2008 года № 157.
Согласно письма РСТ по Ивановской области от 16.01.2013 года № 5-0070, тарифы в целом по Комсомольскому району Ивановской области в целом за 2008 - 2009 годы не превысили предельные индексы максимально возможного изменения тарифов на товары и услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, установленные постановлением РСТ Ивановской области от 30.09.2008 года № 157.
На основании вышеизложенного, с учетом предельного максимального индекса, установленные оспариваемым решением от 31.10.2008 года № 204б тарифы, быть выше не могли. В связи с чем, суд приходит к выводу, что оспариваемым решением не затрагиваются права и законные интересы заявителя по делу.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Учитывая то обстоятельство, что при подаче заявления в Арбитражный суд, МУП "Писцовское ЖКХ" была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины по делу, 2000 рублей государственной пошлины подлежат взысканию с МУП "Писцовское ЖКХ" в доход федерального бюджета.
Согласно ч. 2 ст. 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации, арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами, либо уменьшить ее размер. Учитывая, факт нахождения заявителя в процедуре банкротства, суд считает возможным освободить Общество от уплаты государственной пошлины по делу.
Руководствуясь ст. ст. 110, 167, 168, 169, 170, 194, 195 АПК РФ, суд

решил:

1. Заявление Муниципального унитарного предприятия "Писцовское жилищно-коммунальное хозяйство" (ОГРН: 1023701624781; ИНН: 3714005200) о признании недействующим Приложения № 3 по установлению тарифов на водоснабжение в размере 16,51 рубль с НДС, водоотведение в размере 25,12 рублей с НДС и водоснабжение СПК "Колос" в размере 27,34 рубля с НДС, утвержденное п. 2 решения Совета Писцовского сельского поселения Комсомольского муниципального района Ивановской области № 204б от 31.10.2008 года "Об утверждении нормативов потребления теплоэнергии на отопление, расходования воды для хозяйственно-питьевых нужд и тарифов на коммунально-бытовые услуги, предоставляемые МУП "Писцовское ЖКХ" оставить без удовлетворения.
2. На решение суда первой инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу может быть подана кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа (п. 7 ст. 195 АПК РФ).

Председательствующий
ТИМОШКИН К.А.

Судьи
ГЕРАСИМОВ В.Д.
КОЧЕШКОВА М.В.


------------------------------------------------------------------