Определение Ивановского областного суда от 10.04.2013 по делу N 33-787 <Об оставлении без изменения решения Ленинского районного суда города Иваново от 23.01.2013, которым было признано недействующим решение Ивановской городской Думы от 27.06.2012 N 439 "О внесении изменений в решение Ивановской городской Думы от 15.05.2011 N 244 "Об отдельных вопросах предоставления мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях города Иваново" в части предоставления льготного места категории граждан при достижении возраста трех лет> Свод законодательства
ИВАНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 10 апреля 2013 г. по делу № 33-787
Судья Ветюгов А.В.
г. Иваново
Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда в составе:
председательствующего судьи Неупокоева Л.В.,
судей Добыш Т.Ф., Акуловой Н.А.,
при секретаре М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Добыш Т.Ф.
дело по апелляционной жалобе Ивановской городской Думы на решение Ленинского районного суда города Иваново от 23 января 2013 года
по заявлению прокурора Ленинского района города Иваново о признании несоответствующим требованиям федерального законодательства положения решения Ивановской городской Думы от 27.06.2012 № 439 "О внесении изменений в решение Ивановской городской Думы от 15.05.2011 № 244 "Об отдельных вопросах предоставления мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях города Иваново",
установила:
Прокурор Ленинского района города Иваново обратился с заявлением о признании несоответствующим требованиям федерального законодательства положения решения Ивановской городской Думы от 27.06.2012 № 439 "О внесении изменений в решение Ивановской городской Думы от 25.05.2011 № 244 "Об отдельных вопросах предоставления мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях города Иваново" в части предоставления льготного места категории граждан, достигшим возраста трех лет.
Заявление мотивировано тем, что решением Ивановской городской Думы от 27.06.2012 № 439 внесены изменения в решение Ивановской городской Думы от 25.05.2011 № 244 "Об отдельных вопросах предоставления мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях города Иваново", согласно которым установлено льготное получение мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях города Иваново детям, достигшим возраста 3-х лет.
Статьей 5 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" закреплены государственные гарантии, связанные с получением образования, а именно гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Государство гарантирует гражданам общедоступность и беспристрастность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном настоящим Законом.
Таким образом, установление льготного получения мест в дошкольных образовательных учреждениях детям в возрасте 3-х лет нарушает принцип общедоступности получения образования несовершеннолетними, принцип равенства на получение образования и не должен ставиться в зависимость от достижения кем-либо из детей определенного возраста. Внесенные изменения в решение Ивановской городской Думы от 25.05.2011 № 244 "Об отдельных вопросах предоставления мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях города Иванова" не соответствует требованиям федерального законодательства (изменения вступили в законную силу с момента официального опубликования; опубликовано в газете "Рабочий край" 11.07.2012 № 126).
В связи с указанным прокурор просил суд признать несоответствующим требованиям федерального законодательства положение решения Ивановской городской Думы от 27.06.2012 № 439 "О внесении изменений в решение Ивановской городской Думы от 25.05.2011 № 244 "Об отдельных вопросах предоставления мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях города Иваново" в части предоставления льготного места категории граждан, достигшим возраста трех лет.
В качестве заинтересованных лиц привлечены Ивановская городская Дума и Управление образования администрации города Иванова.
Решением суда заявление удовлетворено.
Положение решения Ивановской городской Думы от 27.06.2012 № 439 "О внесении изменений в решение Ивановской городской Думы от 25.05.2011 № 244 "Об отдельных вопросах предоставления мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях города Иваново" в части предоставления льготного места категории граждан при достижении возраста трех лет признано не соответствующим требованиям федерального законодательства и признано недействующим с момента вступления решения суда в законную силу.
С решением суда не согласилась Ивановская городская Дума, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, ссылаясь на неправильное применения норм материального права, принять новое решением, которым в удовлетворении заявления отказать.
Выслушав представителя Ивановской городской Думы К., представителя Управления образования администрации города Иванова Д., поддержавших жалобу, представителя прокуратуры Ивановской области Х., возражавшую на жалобу, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, проверив материалы дела, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого пункта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно ч. 3 ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 (в ред. от 03.12.2012) "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор или его заместитель опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени, правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Судом первой инстанции на основании материалов дела, ссылки на которые имеются в решении, правильно установлено, что решением Ивановской городской Думы от 27.06.2012 № 439 внесены изменения в решение Ивановской городской Думы от 25.05.2011 № 244 "Об отдельных вопросах предоставления мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях города Иваново", согласно которым установлено льготное получение мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях города Иваново детям, достигшим возраста трех лет.
Реализуя предоставленное прокурору ст. 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" и ч. 1 ст. 251 ГПК РФ право, прокурор Ленинского района города Иваново оспорил в судебном порядке вышеуказанный нормативный акт в части установленного постановлением права льготного получения места в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях города Иваново детям, достигшим возраста трех лет.
Согласно частям 1 и 2 ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Статьей 5 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" закреплены государственные гарантии, связанные с получением образования, а именно гражданам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Государство гарантирует гражданам общедоступность и беспристрастность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 7 настоящего Закона образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые, в порядке, предусмотренном настоящим Законом.
Таким образом, возможности получения образования в Российской Федерации не зависят от пола, расы, языка, вероисповедания, национальности, места жительства, возраста, имущественного положения, экономического достатка, состояния здоровья и т.п.
Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; также запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности; мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
Статья 5 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" закрепляет на законодательном уровне гарантии обеспечения прав всех граждан России на получение и доступность образования.
Сопоставив и проанализировав нормы федерального законодательства и оспариваемую норму, суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что положение решения Ивановской городской Думы от 27.06.2012 № 439 о внесении изменений в решение Ивановской городской Думы от 25.05.2011 № 244 "Об отдельных вопросах предоставления мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях города Иваново", согласно которому установлено льготное получение мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях города Иваново детям, достигшим возраста трех лет, противоречит положениям ст. 43 Конституции РФ и п. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании", в соответствии с которыми каждому гражданину Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, поскольку право на получение образования не должно ставиться в зависимость от достижения кем-либо из детей определенного возраста.
Ссылка суда в решении на недействующий нормативный правовой акт не повлияла на суть принятого решения, так как сопоставлялись и анализировались оспариваемая норма и нормы федерального законодательства - Конституции Российской Федерации и Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании", в связи с чем соответствующий довод апелляционной жалобы основанием к отмене решения суда не является.
Кроме этого, п. 27 Типового положения о дошкольном учреждении № 666, на которое ссылается суд в своем решении, соответствует п. 25 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 27.10.2011 № 2562, действующему на настоящий момент, согласно которому порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется уставе.
Пункт 15 Типового положения о дошкольном учреждении № 666 предусматривал положение о том, что учредителем муниципального дошкольного образовательного учреждения являются органы местного самоуправления.
Пункт 15 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, действующим на настоящий момент закреплено, что дошкольное образовательное учреждение создается учредителем и регистрируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, вывод суда первой инстанции, основанный на п. 15 Типового положения о дошкольном учреждении № 666, что учредителем муниципального дошкольного учреждения является орган местного самоуправления нельзя считать не верными, так как п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона РФ "Об образовании" закрепляет, что учредителем образовательного учреждения могут быть Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Часть 2.1 этой же статьи Закона закрепляет положение о том, что функции и полномочия учредителя образовательного учреждения, созданного Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. Статья 12 Закона РФ "Об образовании" в части 3 закрепляет, что муниципальным является образовательное учреждение, созданное муниципальным образованием.
Доводы жалобы о том, что оспариваемая норма принята в рамках полномочий, предоставленных Ивановской городской Думой пунктом 5 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2033 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а мотивом указанного решения явился Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", не являются основанием к отмене обжалуемого решения, поскольку реализация указанных полномочий не должна входить в противоречие с федеральным законодательством и нарушать права граждан.
Таким образом, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не содержит доводов, которые в соответствии со ст. 330 ГПК РФ могли бы служить основанием для отмены решения суда.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Иваново от 23 января 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ивановской городской Думы - без удовлетворения.
------------------------------------------------------------------
Введите даты для поиска: